Перейти к контенту

"Художник-художнику"


Mothaika

Рекомендуемые сообщения

 

5. В Интернете я случайно нашла текст докторской диссертации Brett Anthony Swanson “Pith Perception with Cochlear Implant”, Melbourn, august 2008. Объем – 290 страниц. Подробный анализ всех известных научных публикаций об особенностях восприятия частоты при нормальном слухе и через КИ. Методика возможного эксперимента взята из этой диссертации.

 

Но Вам же пришлось ее адаптировать к фонемам русского языка самостоятельно? Хотелось бы посмотреть описание методики - она опубликована?

 

В какой-то момент пришла мне мысль, что как так - совсем не монтируются вместе пласты разных знаний - лингвистика, звукорежиссура, радиоинженерные и акустические знания и с другой стороны - сурдология и сурдопедагогика. Потом подумала, что наверняка все это объединено на уровне фирм-производителей, но симбиотические достижения не тиражируются, а наоборот охраняются, так как обеспечивают конкурентные свойства продукции - аппаратов, программ настройки.

Ссылка на сообщение

но симбиотические достижения не тиражируются,

 

и очень зря..потому что получаются постоянные изобретения велосипедов в разных вариациях, по сути.

Ссылка на сообщение

Вопрос: «По итогам что мы будем делать с настройкой СА

 

По настройке СА – я не специалист. Если не ошибаюсь, то при настройке СА Вы регулируете усиление на разных частотах таким образом, чтобы человек слышал тоны средней громкости в речевом диапазоне частот с удобной для него громкостью. Относительно не различаемых слогов Вы можете проверить (для любознательного клиента), позволяет ли его индивидуальная ЧРСС и разрешающая способность по приращению громкости (например, для слогов МА-НА-ЛА) услышать отличительные признаки трудных слогов. Практика подсказывает, что часто невозможность различать согласные объективно подтверждается слуховыми характеристиками пациента. Приведу пример. Мне рассказывал А.А. Ланцов, что в первые годы установки КИ дети часто не могли различить на слух слова МАМА и ПАПА. Специалисты тогда не знали, что возможность их различения объективно зависела от точности настройки ПФ на определенные частоты. Усилия сурдологов, родителей и детей не давали результатов. Можно было эту пару слов заменить на МАМА и Твой (мой) ПАПА и двигаться по программе дальше. Ребенок вырастит, будет знать много новых слов и его слуховая система в какой-то момент заметит различительный признак хотя бы как временной интервал между 1-ым и 2-ым слогом.

 

Вопрос: «Но Вам же пришлось ее адаптировать к фонемам русского языка самостоятельно? Хотелось бы посмотреть описание методики - она опубликована?»

 

В Диссертации приводятся описания экспериментов по проверке качества распознавания гласных, слогов и частоты тонов по одной методике: каждый стимул Испытуемый слушает по 6 раз в случайном порядке. Затем подсчитывается процент правильных ответов. Для русского языка слоги я подбирала по книге «Динамические спектры речевых сигналов».

 

Вопрос: «симбиотические достижения не тиражируются, а наоборот охраняются»

 

Среди специалистов по слуховой системе бытует устойчивое мнение, что нельзя исследовать характеристики слуховой системы человека по тональным звуковым сигналам, так как таких сигналов нет в природе. Однако результаты аудиометрии вторичны по отношению к ЧРСС. Каждая фонема имеет различительные признаки по частоте, громкости и длительности отдельных фрагментов. Если подобные частоты, громкости и длительности человек не различает на уровне тональных звуковых сигналов, то он тем более не различит вариацию этих параметров при восприятии речи. Для людей с нормальным слухом достаточно проверить процент правильно услышанных слогов и слов (о слове человек часто просто догадывается по опыту). При НСТ проверка слуха по тональным сигналам позволяет определить объективные возможности человека различать слоги.

 

 

Ссылка на сообщение
По настройке СА – я не специалист. Если не ошибаюсь, то при настройке СА Вы регулируете усиление на разных частотах таким образом, чтобы человек слышал тоны средней громкости в речевом диапазоне частот с удобной для него громкостью. Относительно не различаемых слогов Вы можете проверить (для любознательного клиента), позволяет ли его индивидуальная ЧРСС и разрешающая способность по приращению громкости (например, для слогов МА-НА-ЛА) услышать отличительные признаки трудных слогов. Практика подсказывает, что часто невозможность различать согласные объективно подтверждается слуховыми характеристиками пациента. Приведу пример. Мне рассказывал А.А. Ланцов, что в первые годы установки КИ дети часто не могли различить на слух слова МАМА и ПАПА. Специалисты тогда не знали, что возможность их различения объективно зависела от точности настройки ПФ на определенные частоты. Усилия сурдологов, родителей и детей не давали результатов. Можно было эту пару слов заменить на МАМА и Твой (мой) ПАПА и двигаться по программе дальше. Ребенок вырастит, будет знать много новых слов и его слуховая система в какой-то момент заметит различительный признак хотя бы как временной интервал между 1-ым и 2-ым слогом.

 

Я, конечно, извиняюсь, но если Вы не знаете, что делать дальше с настройкой СА и какой будет получен результат, то вся эта теория - только теория.

Ссылка на сообщение

В защиту Риты1 - когда-то все было только теорией....

 

Я же не против. Пока мне не интересен столь трудоемкий и непонятный для практического применения метод, эффективность которого не доказана.

Ссылка на сообщение

Я же не против. Пока мне не интересен столь трудоемкий и непонятный для практического применения метод, эффективность которого не доказана.

 

Эта методика определяет объективные возможности пользователя СА: какие слоги он может различать (или слышать как разные), а какие -- не может из-за слишком низкой ЧРСС. Процент разборчивости по речевой аудиометрии -- тест совершенно не конкретный. Человек любознательный хочет знать и понимать больше. Основная цель моих размышлений -- установить, есть ли прямая связь между видом аудиограммы и конкретными различаемыми и не различаемыми слогами для помощи родителям и сурдологам при обучении пониманию речи детей с НСТ без опыта речевого общения.

Ссылка на сообщение
  • 1 месяц спустя...

Анализ возможных способов улучшения восприятия речи для Samira.

1. Пороги слышимости в диапазоне до 1 кГц для (Л) хуже нормы всего примерно на 15 дБ. ЧРС в диапазоне до 1 кГц достаточная.(судя по восприятию гаммы). Для примера: диапазон изменения частоты формант F1 / F2 для 3-х гласных в разных вариантах произношения составляет: А – (0,35-0,9 кГц) / (0,9-1,5 кГц), У – (0,2-0,5 кГц) / (0,3-0,9 кГц), И – (0,25-0,5 кГц) / (2-3 кГц). Samira объективно может отличать одну гласную от другой. Для слога С-Г частота 2-ой форманты в большинстве случаев увеличивается. Мы не знаем, на какой точно частоте после 1 кГц происходит у Samira увеличение порога слышимости до 85 дБ. Закономерно, что многие слоги С-Г она слышит как просто А.

2. Предположим, что сигнал на правое ухо подается через СА со средним усилением 40 дБ. Теоретически вполне вероятно, в диапазоне до 1 кГц на (П) с СА ЧРС будет на много ниже, чем на (Л) без СА. Если человек слышит 2 разных по высоте сигнала, то слуховая система запоминает среднее значение высоты. Так что в результате при использовании СА ЧРС в диапазоне до 1 кГц будет хуже, чем без СА. Затем надо определить ЧРС отдельно на (П) с СА в диапазоне (1—3 кГц). В зависимости от результатов фактической ЧРС, Samira или будет различать на слух некоторые слоги С-Г, или так же будет слышать в слоге только гласные звуки. Если с СА возможно улучшение понимания речи, то все равно обязательно усиление СА в диапазоне до 1 кГц (а лучше до частоты, где происходит резкое увеличение порогов) должно быть минимально возможным. Простейший способ для определения ЧРС – использование небольшого музыкального синтезатора. Частота нот от малой до 4-ой октавы (в Гц) для ДО: 131-262-523-1046-2093. Для ЛЯ: 110-220-440-880-1760-3520 Гц.

3. Возможность использования КИ.

Вполне вероятно, что при любом СА на (П) Samira будет иметь разборчивость речи такую же, как при НСТ 4-ой степени. Надо ставить КИ на правое ухо. Но стимуляцию электродов начинать с частоты обрыва аудиограммы. Электроды, близкие к вершине улитки, можно просто выключать.

4. Организационные вопросы.

Оформление инвалидности по слуху и направления на операцию по установке КИ должно быть с учетом не просто аудиограммы , а результата обследования способности к восприятию речи при любом СА.

 

Ссылка на сообщение

Эта методика определяет объективные возможности пользователя СА: какие слоги он может различать (или слышать как разные), а какие -- не может из-за слишком низкой ЧРСС.

С обективными возможностями различать слоги вне контекста у слабослышащего, начиная по меньшей мере со 2-й степени, всегда будет неважно... Изменено пользователем Daena
Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...