Перейти к контенту

Грамотность глухих


Алёнка

Рекомендуемые сообщения

Позвольте не согласиться с Вами по поводу некоторых моментов.

 

Учился в спецшколе для сс детей, не по спецпрограмме, а по обычной средней, правда, без изучения иностранного. Из моего класса двое закончили с золотыми медалями, двое с серебряными-только ваш покорный слуга был пофигистом :D , заслужил похвальную грамоту по русскому языку и литературе. Так что массовая школа не панацея.

 

 

Встречал абсолютно неграмотных слышащих, к сожалению...

 

 

А я не слышу-тоже выводы делайте :blush2:

 

И какой язык кроме русского Вам родной?!

 

Ерик, я с Вами не спорю, ведь мы говорим об одном и том же - я имею ввиду наши местные родные спецшколы, где с детьми не работают как следует, поэтому и пришлось отдавать детей в массовые. И этот стихийный процесс интеграции у нас принял такие масштабы, что никакими усилиями образовательная система и соответствующие органы не смогли его остановить, а пытались всеми средствами. Массовая школа хороша лишь в том случае, если с неслышащим ребенком там учителя занимаются, если и дома родители с ним занимаются, если есть сурдопедагогическая поддержка, т. е. с ребенком работает сурдопедагог после уроков и т. д. А просто так провадить его в массовую школу и забыть о нем, конечно, ничего хорошего не получится.

 

Абсолютно неграмотных слышащих я тоже встречала и встречаю. Посмотрите в моем первом сообщении - я там писала, что две недели назад 89% слышащих абитуриетов написали тест по грамматике хуже моей глухой дочери. Я ведь писала, что глухим МОЖНО усвоить грамматику языка слышащих, прочитайте внимательно предложение.

 

По отношению к ударениям русского языка мы с Вами находимся в одной и той же ситуации, несмотря на то, что я слышащая, а Вы неслышащий - мы с Вами их не слышим, поэтому результат один и тот же. Я тоже постоянно в них ошибаюсь, как и Вы.

 

Я такую "рекламу" сделала нашей сурдопедагогики, что лучше Вам не знать какой язык у меня родной :). Во всяком случае русский мне не родной, но я его очень люблю.

Ссылка на сообщение
  • Ответы 109
  • Создана
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

  • Заморская

    10

  • Herbst

    10

  • Shantra

    6

Лучшие авторы в этой теме

с какого примерно возраста вы стали писать в таком виде, как пишете сейчас? Тоесть, был ли у вас период аграмматизма в речи и когда вы успели его преодолеть?

 

Я начала писать в таком виде, когда исполнилось 13 лет. До этого период бурного речевого развития, который начался в 8 лет. Естественно, не без ошибок, но шла упорная и кропотливая работа над ошибками. А вот до 8 лет просто не было речи эелементарной, не говоря о письменной. Я знала немного слов, да это были примитивные, но не могла связать слова даже в одно словосочетание. Комиссия хотела отправить меня в школу-интернат для слабослышащих, но мама определила в общеобразовательную школу-интернат для детей из неблагополучных семей. В то время такой поступок выглядел ересью, но мне повезло с учительницей начальных классов. Класс сплошь из детей, которые росли в асоциальные семьи. Учительница, кроме основной работы, и еще мне уделяла внимание. Обучение по обычной программе, но акцент ставился на дисциплину. В этих условиях я начала говорить в 8 лет, первый раз своими словами построила класс :blush2: Типа равняйся, смирно, вольно. Когда мне было 10 лет, случай отправил нас с мамой в Днепропетровск, что на Украину. Там эксперимент провели на базе психиатрической больницы :) Эксперимент, проще говоря, направлен на наращивание психологического слуха на основе остатков физического. Было очень много работы. Помню такие мероприятия, как гипноз, внушение, тренировка восприятия звуков и вслушивания, массаж. Я там провела 1.5 месяца. Потом вернулись обратно в Красноярск. Вот тут началось :D Первым делом перевелась в другую школу с углубленным изучением ряда предметов. Стала очень много читать. Речь тогда скачкообразно развивалась, мама только успевала мне исправлять ошибки. К тому посещали логопеда для постановки свистящих звуков. И вот к 13 годам уровень речи сравнился с уровнем сверстников. Но есть, конечно, проблемы. Опять же ударения и неправильные окончания. Это непреодолимо. Бывает часто, что я в общении неправильно ударяла слова или проговаривала не те окончания, но тут же поправилась. Поэтому аграмматизма как такого не было, если учесть, что у меня 4 степень тугоухости, постоянно ношу два аппарата, а потеря слуха уже в 3 года началась.

Ссылка на сообщение

Соглашусь с Herbst, много обо всем разговаривать - огромный плюс, так как при этом "ставится" не письменная речь, а устная. Неслышащий при этом не просто запоминает правила построения предложений и написания слов, но и САМ все это претворяет в жизнь. Я бы сказала, чтение книг - это теория, а разговоры - практика. И только в совокупности они дадут отличный результат.

 

С неслышащим ребенком надо обо всем говорить, это двусторонний процесс, он одновременно будет учиться устно выражать свои мысли и воспринимать речь другого человека.

 

И с другим пунктом соглашусь - все время поправлять, если произносит что-то неправильно. Но, по-моему, это эффективно только в детстве.

Взрослый человек уже настолько привык, что переучиться очень трудно. Как и отучиться от любой другой привычки.

 

У меня периода аграмматизма не было вообще. Были отдельные недочеты - неправильные ударения, перестановка букв в некоторых словах.

Произношение некоторых звуков неправильное (осталось до сих пор, и я, как и дочь Заморской, говорю "это не так важно") :blush2:

Ссылка на сообщение
Но через NNN-ое количество лет, крутые тинейджеры будут диву даваться, что их предки таскали тяжеленные ранцы, когда достаточно карманного КП или чего там у них будет....

 

Ура! Сделано важное изобретение!

Пала последняя преграда для электронных книг и газет, выглядящих, как настоящие, но с несоизмеримо бОльшим объёмом информации!!!! Разработаны сворачивающиеся сверхтонкие гибкие элементы питания!

 

Представьте традиционно выглядящую книгу из 5 страниц: 1 Передняя защитная обложка 2 собственно экран, гибкий 3 процессорная часть (уже есть мягкие подложки) и память гигов на 5 на основе новых модулей памяти с запоминанием заряда 4 батарея 5 Задняя защитная обложка. Вес: 30 грамм. Любой цвет фона, шрифта. яркости, любое произведение... ЭТО УЖЕ РЕАЛЬНОСТЬ!!!! Ещё года два - три и флэшки с МП-3 будут выглядеть анахронизмом!

Ссылка на сообщение

Herbst, Кристина, Кэтрин, спасибо Вам огромное! Какие Вы замечательные, а главное, как интересно рассказываете! Вы меня вдохновили - сдается мне, что все еще можно кое-что исправить, но главное - нужно работать! Засели мы опять с дочкой за грамматикой - сначала она уперлась обеими ногами, но сегодня сама прибежала.

Мне кажется, что и у нас аграмматизма как такового, т. е. полного отсутствия грамматики в ее речи, не было, но беда, что ошибки очень и очень часто появляются и делают иногда ее речь совсем непонятной. Или, может быть, я, как филолог, слишком требовательна?

Во всяком случае постараемся некоторые пробелы в обучении устранить, дай Бог, чтобы нам хватило терпения :).

Ссылка на сообщение
Заморская, позвольте вопрос - а в какой вы стране?

 

Herbst, простите меня, но я не хочу всенародно сообщать свое место жительство, я и так слишком "похвалила" нашу сурдопедагогику. А как никак я патриот в душе :). Хотела написать Вам в личном сообщении, но оказывается, пока мне админы не дадут статус форумчанина, это невозможно.

 

"Я забыла добавить очень важную деталь - мне все показывали дактилем - проговаривали слова с окончаниями - как пишется"

 

По-моему, мы и докопались до сути проблемы. Здесь у меня есть одна полностью глухая подруга (она тоже не пользуется аппаратами - у нее нет даже костной проводимости), ей уже за 70, а оглохла в 5-летнем возрасте. Она очень интеллигентный человек и вполне грамотная, даже стихи пишет. Много с ней мы разговаривали на тему аграмматизма глухих и его причин. Вот она мне говорила, что при счтитывании с губ (а она только так может воспринимать речь слышащих), окончания, предлоги, частицы, особенно безударные, не видны. И когда полностью глухих детей обучают исключительно по оральному методу, без использования дактиля или других графических средств, они эти окончания не видят и, разумеется, не усваивают их и не употребляют в речи. И в результате появляется тот самый аграмматизм - что видят дети, то и говорят. Вот и борется она всеми силами, чтобы в школы для глухих ввели метод тотальной коммуникации, дабы эту проблему избежать. Но встречает сопротивление как со стороны слышащих родителей, которые не хотят, чтобы их дети разговаривали на жестовом языке (а они так или иначе на переменках его усваивают от однокласников из семей неслышащих родителей), так и со стороны учителей, которые не хотят (!) усвоить жестовой язык, или хотя бы дактиль. Я тоже, как слышащий родитель, думаю, что с языком жестов лучше повременить, если у ребенка есть шансы развить устную речь другими методами (особенно если ребенок слабослышащий) - ведь дактиль и жесты лишь одна из форм кодирования и передачи звуков и слов. Можно и табличками пользоваться, или писать на доске, в тетради и т. д., но нужно обязательно эти окончания, предлоги и т. п. всегда показывать, делать их видимыми. А если дети с младенчества в семье усвоили уже язык жестов, то какой смысл в том, чтобы его не использовать в обучении по развитию речи? Тут уже нужно всем наличным арсеналом пользоваться. Не знаю, как в России поставлен этот вопрос. Насколько я понимаю - есть школы для глухих и школы для слабослышащих, но чем отличаются методы обучения в них?

 

У моей дочки тоже нет никаких проблем с орфографией, слова пишет абсолютно правильно и слышащие одноклассники с нее списывают, когда речь идет об орфографии. Здесь на форуме кто-то из неслышащих написал, что в школе благополучно списывал диктанты у соседа по парте попутно исправляя ошибки - то же самое было и у нас. А вот именно с окончаниями и предлогами (т. е. морфологией и синтаксисом), когда пишем сочинения например, у нас проблема.

 

Потом, лет двадцать назад были не приняты некоторые нынешние идиомы, например "О, как!", "Во гонит", "тысызыть" и т.д.

 

Точно их не было, я их не знаю :D. Как раз лет двадцать назад в последний раз была в России. Первые более или менее понятны, а вот это "тысызыть" никак не догадаюсь, что означает :D.

Ссылка на сообщение
Я бы сказала, чтение книг - это теория, а разговоры - практика. И только в совокупности они дадут отличный результат.

 

И с другим пунктом соглашусь - все время поправлять, если произносит что-то неправильно. Но, по-моему, это эффективно только в детстве.

Взрослый человек уже настолько привык, что переучиться очень трудно. Как и отучиться от любой другой привычки.

 

С первым я на 100% согласна - это правило в силе при изучении любого языка, в том числе и слышащими.

 

Что касается второго, хочется надеяться что это не совсем так. Я все-таки оптимистка, как ни трудно переучить взрослого, но все же возможно при обоюдном желании. Вот если не было бы вот этого "Это не так важно", то можно и горы сдвинуть :). А как втолковать, что если речь неправильна, то другим она непонятна и толку от разговора не будет?

Ссылка на сообщение

Я сама не понимаю, что такое "тысызыть" :blk: Наверное, "так сказать"

знаю еще "бузоров" = "будь здоров" :)

 

Вот если не было бы вот этого "Это не так важно", то можно и горы сдвинуть :D. А как втолковать, что если речь неправильна, то другим она непонятна и толку от разговора не будет?

Как втолковать... обычно это втолковывает сама жизнь. Посмеиваются ровесники, парни не хотят продолжать знакомство...

В общественных местах (в магазине, на почте) переспрашивают все поголовно.

В общении со слышащими людьми все недостатки как на ладони. Ваша дочь общается со слышащими?

Вы писали, что ей 19 лет. Неужели ни разу не было такой ситуации, что ей стало бы неловко за свою неправильную речь или ее бы все время поправляли сверстники?

 

Моя мама очень боялась, что надо мной будут смеяться. Она видела глухих детей, плохо владеющих речью, интонацией и т.д. И приложила все усилия, чтобы я не была похожей на них, а была бы как можно ближе к слышащим.

Так как у нас в городе (я до 18 лет жила в Республике Коми) не было специальных школ, меня изначально готовили только к массовой.

Вот тамошних насмешек мама и боялась.

Усилия родителей не прошли даром - я сменила 3 массовые школы, и надо мной никогда не смеялись.

И свой недостаток я не скрывала.

 

"Не так важно" можно говорить, когда в целом речь неслышащего понятна и окружающим не доставляет неудобств общаться с ним.

Но тут еще и характер важен. Может, она (Заморская, скажите, как дочку зовут? :D ) настолько живая, общительная (к ней все тянутся, много друзей, никто из них не обращает внимания на недостатки речи), что не видит смысла ни в каких улучшениях?

Ссылка на сообщение
Впрочем, я стараюсь писать и говорить грамотно, но бывает, что неправильно пишу или проговариваю окончания слов в зависимости от речевых ситуаций, и бывает, что неправильно ударяю слово в своей речи.

Аналогично. Со мной нередко бывает то же самое, хотя и причисляю себя к позднооглохшим. Возможно, это зависит не от времени потери слуха, а от каких-то индивидуальных особенностей и способностей.

Ссылка на сообщение

У меня есть знакомый, оглохший в раннем детстве. Мой небольшой запас жестов он не понимает. Когда же я предложила говорить голосом, понимая друг друга по губам - он ответил, что он говорит голосом только в случае крайней необходимости. Пользоваться письменной речью он тоже не любит, так как умеет строить только простые предложения.

Вот Вам наглядный пример. Возможно, так получилось потому, что в его школе с ним плохо работали, а родители пустили ситуацию на самотёк...

Ссылка на сообщение

Заморская, дактиль и ЖЯ это две разные вещи. В жестовом языке как раз нет окончаний и падежей, это ЖЕСТ. А дактиль - ручная азбука, все проговаривается так, как ПИШЕТСЯ .

 

Втолковать не получится, увы. Возраст такой. И раздражает это постоянное поправляние ошибок. Меня поправляют не с окончаниями и ударениями, а с громкостью и порой со звуками (когда забываю следить за собой). Пока ваша дочка сама этого не захочет, сделать что-либо будет очень трудно.

 

Кэтрин, а у нас даже таких слабослышащих, которым аппараты были не нужны, травили - глухарями обзывали. Толко потому что они шепот не слышали. Что уж обо мне говорить. "Ваша дочь из страны, где мычат", "Тебе место с коровами" ну и т.д. Только когда мне исполнилось 10 лет, я смогла давать отпор "А вы сами будете хорошо говорить, когда оглохнете?" "А я не оглохну!!!" - "Да? А вдруг гриппом заболеете, грипп пройдет вместе со слухом, тогда что? Будем вместе мычать?" Репутация у меня была плохая, "невоспитанная, грубая девчонка".

Ссылка на сообщение
Только когда мне исполнилось 10 лет, я смогла давать отпор "А вы сами будете хорошо говорить, когда оглохнете?" "А я не оглохну!!!" - "Да? А вдруг гриппом заболеете, грипп пройдет вместе со слухом, тогда что? Будем вместе мычать?" Репутация у меня была плохая, "невоспитанная, грубая девчонка".

Знаешь, я никогда не желала никому потерять слух и т.д. Поэтому, если в детстве попадала в аналогичную ситуацию, указывала человеку на какие-либо другие его недостатки, например : "А ты на себя-то посмотри - ноги у тебя кривые, а ж... у тебя далеко не маленькая" и т.д. Сразу замолкали. :angry:

А вот когда начинают подковыривать мои же слабослышащие товарищи (которые лучше чем я слышат и говорят), это ещё обиднее...

Ссылка на сообщение
А вот когда начинают подковыривать мои же слабослышащие товарищи (которые лучше чем я слышат и говорят), это ещё обиднее...

 

Ой, с этим мне повзело - не было такого, хотя свой ранжир в спецшколе, где я училась, тоже был. "Оторвать себе слышащего мужа\жену" - это было круто.

Ссылка на сообщение

Господи, такое впечатление, что я в детстве на ЛУне жила :angry:) Никто не обзывала, не приставал и не дразнил.

Видать все ж как повезет.

Ссылка на сообщение
Господи, такое впечатление, что я в детстве на ЛУне жила ;)) Никто не обзывала, не приставал и не дразнил.

Видать все ж как повезет.

 

Ты просто жила в хорошем районе и ходила в хорошую школу :angry:

Ссылка на сообщение
Ты просто жила в хорошем районе и ходила в хорошую школу :angry:

Район - заводской (жил только заводом и все родители там работали, кроме моих ;)), и школа самая обычная - ближе всего к дому. ;)

Ссылка на сообщение
Район - заводской (жил только заводом и все родители там работали, кроме моих :)), и школа самая обычная - ближе всего к дому. ;)

 

от спецификации это не зависит :D Просто если не травили, значит, люди жили хорошие.

 

Я, к сожалению, этим похвастаться не могу. Травля была страшная. С подачи учителей в массовой школе, где я училась. Но мы здесь о грамотности, не будем отклоняться. :)

 

Кстати, когда я училась после школы, на мне вся слышащая группа пыталась поездить - и с математикой, и с химией. Пришлось очень твердо дать отпор - я не мать Тереза, кто не учился -его проблемы. Помогала только тем, кто действительно хотел понять, почему, а не просто списать.

Ссылка на сообщение

Я живу в "спальном" районе Москвы. В школу ходила массовую. Дразнили очень(честно скажу). А вот в институте, где я училась, меня любили. Там я даже была зам.старосты группы. ;)

Ссылка на сообщение
Я сама не понимаю, что такое "тысызыть" :blk: Наверное, "так сказать"

знаю еще "бузоров" = "будь здоров" :)

 

Спасибо, Кэтрин, вот буду знать, если придется ехать опять в Россию :P.

 

Как втолковать... обычно это втолковывает сама жизнь. Посмеиваются ровесники, парни не хотят продолжать знакомство...

В общественных местах (в магазине, на почте) переспрашивают все поголовно.

В общении со слышащими людьми все недостатки как на ладони. Ваша дочь общается со слышащими?

Вы писали, что ей 19 лет. Неужели ни разу не было такой ситуации, что ей стало бы неловко за свою неправильную речь

 

Все эти ситуации у нее были и много общается со слышащими, но беда, что неловко как раз ей не становилось, всегда сваливала вину на других :D.

 

или ее бы все время поправляли сверстники?

 

Нет, они никогда ее не поправляют, к сожалению.

 

Но тут еще и характер важен.

 

Я тоже так думаю :P.

 

Может, она (Заморская, скажите, как дочку зовут? :D ) настолько живая, общительная (к ней все тянутся, много друзей, никто из них не обращает внимания на недостатки речи), что не видит смысла ни в каких улучшениях?

 

То-то, у нее очаровательная улыбка и явно еще в далеком детстве до нее дошло, какую силу имеет эта улыбка. Каждый раз, когда кто-то собирается делать замечание или ругать - она начинается светиться ему навстречу двумя ямочками. Вот и ругай после этого :P! Все сходит с рук из-за этого очарования. Тот случай, когда человек сам себе враг. Ее Верой (по-русски, а по-нашему немножко иначе) зовут.

Ссылка на сообщение
Заморская, дактиль и ЖЯ это две разные вещи. В жестовом языке как раз нет окончаний и падежей, это ЖЕСТ. А дактиль - ручная азбука, все проговаривается так, как ПИШЕТСЯ .

 

Втолковать не получится, увы. Возраст такой. И раздражает это постоянное поправляние ошибок. Меня поправляют не с окончаниями и ударениями, а с громкостью и порой со звуками (когда забываю следить за собой). Пока ваша дочка сама этого не захочет, сделать что-либо будет очень трудно.

 

Да, я знаю - изучала и дактиль, и наш ЖЯ. Но в Англии и в США в сурдопедагогике при преподавании изпользуется жестовая калька - язык жестов, который повторяет язык слышащих и где окончания, предлоги, частицы и все остальное присутствуют и речь строится по правилам языка слышащих. Это искусственно созданный язык в дидактических целях, именно для избежания аграмматизма. Я не знаю, есть ли в России такой язык и используется ли он в спецшколах для глухих. Может кто-нибудь из сурдопедагогов на форуме скажет?

 

Я очень надеюсь, что переходный возраст закончится когда-нибудь и она более серьезно посмотрит на жизнь. Тогда и захочется :).

Изменено пользователем Заморская
Ссылка на сообщение
от спецификации это не зависит :D Просто если не травили, значит, люди жили хорошие.

 

Я, к сожалению, этим похвастаться не могу. Травля была страшная. С подачи учителей в массовой школе, где я училась.

 

Вот именно с учителей все и начинается, а еще и от директора многое зависит. Хоть и не в тему, но важно. Дети по своей природе добрые и без предрассудков принимают сверстников с разными нарушениями. И лишь когда взрослые "появляются на сцене", начинаются проблемы между детьми. В этом я не раз убеждалась, наблюдая за взаимоотношениями между малышами. Детям даже интересно, что это за человечек, который отличается от них. А когда взрослые объяснят им, как не следует, тогда непохожий на всех человечек становится неким "дивом", в которое можно и пальцем тыкать, и дразнить и т. п.

 

Кстати, когда я училась после школы, на мне вся слышащая группа пыталась поездить - и с математикой, и с химией. Пришлось очень твердо дать отпор - я не мать Тереза, кто не учился -его проблемы. Помогала только тем, кто действительно хотел понять, почему, а не просто списать.

 

На дочке тоже весь класс пытался поездить и ездит до сих пор, особенно на контрольных по математике, химии, физике и т. д., особенно по-английскому, она там всех опережала. Она в младших классах умудрилась обучить своих подружек дактилю и считывать с губ и подсказывала им когда вызывали к доске за спиной преподавателя :).

Ссылка на сообщение
особенно по-английскому, она там всех опережала. Она в младших классах умудрилась обучить своих подружек дактилю и считывать с губ и подсказывала им когда вызывали к доске за спиной преподавателя :).

Вот умничка!

Ссылка на сообщение
Танцующая под дождем
На дочке тоже весь класс пытался поездить и ездит до сих пор, особенно на контрольных по математике, химии, физике и т. д., особенно по-английскому, она там всех опережала. Она в младших классах умудрилась обучить своих подружек дактилю и считывать с губ и подсказывала им когда вызывали к доске за спиной преподавателя :).

Жаль,не у нас учится! Я в английском ни бум-бум.

Ссылка на сообщение

Хорошо сказать - купи и учи :)

У меня тоже с инглишом дела не ахти. Ну так понять могу, что написано в общем, но произнести это?!

P.S. Хотя я вообще то дойч учила :)

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...