Перейти к контенту
Пространство слуха -товары для людей с потерями слуха и зрения -интернет магазин

Леонгард и ее система


cat_Begemot

Рекомендуемые сообщения

Выучить жесты гораздо проще, чем освоить речь. Так что при желании стать "настоящим глухим" может и тот кто занимался по системе Леонгард.

 

Вы это говорите по собственному опыту?

 

Я пару лет назад попыталась выучить ЖЯ - оказалось сложнее, чем я предполагала.

 

Еще я пыталась основательно изучить три базовых текста - по классической сурдопедагогической методике, исходящей из ИКП - лаборатории Шматко НД, методике Леонгард и методике "Верботон" и "найти десять отличий" . Скажу сразу - не нашла. В теории они пропагандируют практически одно и то же. Как мне объяснили педагоги, различия есть на методическом уровне, принципиального характера они не носят.

Опытные педагоги владеют приемами из разных методик и подбирают конкретному ребенку то, на чем он лучше "идет" - в смысле развивается.

 

А разделение методик несколько искусственно (и в наш коммерческий век ожидаемо покрыто налетом рекламы).

Главное - чтобы сурдопедагог был, с ребенком занимался и родителям подсказывал, какие от них в тот или иной период требуются действия. А по Леонгард/не по Леонгард - это не самое главное. Удачи и неудачи есть в каждой методике.

 

Единственное, что я поняла, что делать нельзя - тащить ребенка за уши туда, где он совершенно не готов к образовательному процессу даже с поддержкой (потому что ему там плохо будет и неполезно на перспективу), и нельзя задерживать детей надолго вообще без речи - если восприятия устной речи все нет и нет (никак - ни слухо-зрительно, ни с губ, несмотря на использование СА), надо подключать ЖЯ, чтобы не усугублять отставание в общем развитии от сверстников (или выяснять перспективу с КИ). Знание дактильной азбуки, на мой взгляд, тем более не вредно.

 

Подростки, которых не пустили к глухим, и при этом не дотянули до уровня с/с - выглядят очень печально в личном и социальном плане.

  • Лайк 1
Ссылка на сообщение
  • Ответы 151
  • Создана
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

  • Semizvetik

    25

  • Алладин

    15

  • Mothaika

    13

  • Daemon

    8

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

Здравствуйте! Никогда не заходила на такого рода сайты, но хочу выразить огромную благодарность Эмилии Ивановне Леонгард и моим родителям!! Спасибо им за то, что я какая есть.  Мне в шестимесячном воз

Я несколько раз от сурдопедагогов, приверженцев интеграции, слышала такой постулат: обучение ребенка с нарушением слуха по программе массовой школы должно проходить при СОПРОВОЖДЕНИИ специализированн

Вы это говорите по собственному опыту?   Я пару лет назад попыталась выучить ЖЯ - оказалось сложнее, чем я предполагала.   Еще я пыталась основательно изучить три базовых текста - по классической

А кто нибудь занимается с ребенком по этой методике? я купила книжки по почте. Дочери 1,3 мес. Хочу спросить как нужно переходить с одного задания на другое? мы выполняем с 0 по 2 включительно, почти все выполняет правильно. Теперь думаю переходить на 3 или нет? Или нужно все конкретно закрепить и только потом переходить?

 

А вы позвоните или напишите прямо в центр Леонгард, там отзывчивые и приятные люди, все обьяснят и покажут -расскажут:) Адрес и тел. думаю в инете можно найти без проблем или на консультацию сьездить, вживую пообщаться с мэтром:) Методике-то то уже почитай больше 30 лет будет:) Все отработано уже..

 

Офф:.. И как наши мамы лет 20 назад с нами занимались, без интернета, под копирку на печатной машинке печатали и материалы передавали..

Ссылка на сообщение
Вы это говорите по собственному опыту?

Нет, у меня лично такого опыта не было, но я знаю это по опыту других. Дети сначала обучались в массовой школе, когда оказывалось, что дальнейшее обучение не возможно, родители переводили их в спец. школы и они достаточно быстро осваивали ЖЯ и дактиль.

 

Я пару лет назад попыталась выучить ЖЯ - оказалось сложнее, чем я предполагала.

Я знаю родителей, которые сумели освоить ЖЯ и даже стали сурдопереводчиками, но это мне кажется возможно, только когда ты в постоянном контакте с глухим человеком и общение с ним возможно только с помощью ЖЯ.

 

Подростки, которых не пустили к глухим, и при этом не дотянули до уровня с/с - выглядят очень печально в личном и социальном плане.

Такое, к сожалению действительно случается и довольно часто...

Ссылка на сообщение
Такое, к сожалению действительно случается и довольно часто...

 

Мне кажется, Вы со мной согласитесь - что это недопустимо

 

Это в любой другой науке можно поделить мышек на основные и контрольные группы, а затем спокойно наблюдать что получается и сравнивать достоинства и недостатки методик.

А по отношению к каждому ребенку во главе угла должно стоять беспристрастное отстаивание его интересов, не получается обучение по Леонгард - надо думать как и куда своевременно передать обучение этого ребенка (и плевать на профессиональные амбиции, что приходится констатировать, что не справились - по ряду причин, даже незачем их разбирать подробно). Это в спорте высших достижений - смена тренера сродни предательству Родины. А в коррекционном образовании главный персонаж - ребенок. А все остальные - для него, а не наоборот.

 

А у нас я видела варианты, когда педагоги продолжают движение в один раз заданном направлении, родители находятся под властью их авторитета и убеждены "Только не жесты!". А ребенку плохо, а они занимаются непонятно чем больше - не то своими комплексами и амбициями, не то самим ребенком, и в упор не видят очевидного. Детство и ощущение радости жизни у ребенка тоже нельзя отнимать.

 

Самые трагические подростковые судьбы, которые я видела за свою профессиональную деятельность - были неудачи методики Леонгард (разумеется, удачи тоже бывают - красивые, бесспорные - о них вы можете прочитать в СМИ, о них писать любят).

Поэтому я и призываю родителей все воспринимать с небольшой доле критичности.

  • Лайк 1
Ссылка на сообщение

Я считаю, что в отношении глухих и слабослышащих детей прогноз в их реабилитации и жизненной адаптации дать невозможно. Сужу об этом по своему личному опыту. Невозможно определить где будет лучше и комфортнее такому ребенку (в обществе глухих или в обществе слышащих) и как он будет обучаться в массовой школе или в спец. школе. В подобных случаях родителям надо подключать свою интуицию и прислушиватся к своему внутреннему голосу и конечно реально оценивать ситуацию.

Ссылка на сообщение
Я считаю, что в отношении глухих и слабослышащих детей прогноз в их реабилитации и жизненной адаптации дать невозможно. Сужу об этом по своему личному опыту. Невозможно определить где будет лучше и комфортнее такому ребенку (в обществе глухих или в обществе слышащих) и как он будет обучаться в массовой школе или в спец. школе. В подобных случаях родителям надо подключать свою интуицию и прислушиватся к своему внутреннему голосу и конечно реально оценивать ситуацию.

 

Так и не надо пытаться давать прогноз на несколько лет (тем более, всю жизнь) вперед. Действительно, никто это не может знать, некоторые факторы, определяющие результат, еще не проступили или не реализовались.

Сначала надо выбирать из возможных вариантов, все сомнения трактуя в пользу ребенка.

Но потом с определенной периодичностью контролировать результаты (1-2 раза в год) и принимать решение на следующий период.

Ссылка на сообщение
Так и не надо пытаться давать прогноз на несколько лет (тем более, всю жизнь) вперед. Действительно, никто это не может знать, некоторые факторы, определяющие результат, еще не проступили или не реализовались.

Сначала надо выбирать из возможных вариантов, все сомнения трактуя в пользу ребенка.

Но потом с определенной периодичностью контролировать результаты (1-2 раза в год) и принимать решение на следующий период.

 

Хотелось бы еще заметить, что для детей-подростков живущих в маленьких городках и поселках, где на 100 верст ни одного глухого-слабослышащего (за исключением оглохших от старости бабушек-дедушек)- методика Леонгард-это единственный способ вписаться в мир слышащих, в тот социум который окружает его. Не все живут в больших городах и не все имеют возможности общаться с себе подобными.. Я не говорю про тотально глухих, которым дейстно м.б. лучше и в интернате.. Но с 3-4 степенью с помощью методики Леонгард, да и при современных цифровых аппаратах, свободное общение, хорошая речь, это шанс вписаться в окружающий мир, получить нормальное образование, хорошую работу, да и просто с помощью грамотно поставленной речи общаться со сверстниками, правда с личной жизнью напряг будет, это ессно, но эти проблемы уже может сам подросший ребенок решать:)

Ссылка на сообщение
...правда с личной жизнью напряг будет, это ессно...

Да нет, не "естественно". Это не от слуха зависит, а от личности чела: что вырастет - легкое светлое дружелюбное существо или угрюмый бука-инвалид.

Ссылка на сообщение
Хотелось бы еще заметить, что для детей-подростков живущих в маленьких городках и поселках, где на 100 верст ни одного глухого-слабослышащего (за исключением оглохших от старости бабушек-дедушек)- методика Леонгард-это единственный способ вписаться в мир слышащих, в тот социум который окружает его. Не все живут в больших городах и не все имеют возможности общаться с себе подобными.. Я не говорю про тотально глухих, которым дейстно м.б. лучше и в интернате.. Но с 3-4 степенью с помощью методики Леонгард, да и при современных цифровых аппаратах, свободное общение, хорошая речь, это шанс вписаться в окружающий мир, получить нормальное образование, хорошую работу, да и просто с помощью грамотно поставленной речи общаться со сверстниками, правда с личной жизнью напряг будет, это ессно, но эти проблемы уже может сам подросший ребенок решать;)

Действительно, для детей из сельской местности иногда система Леонгард оказывается единственным выходом, особенно если мать не хочет отдавать своего ребенка в интернат. Я лично знаю несколько подобных случаев. Один вообще просто уникальный. Девочка была глухая (с остаточным слухом) с самого рождения. Начинали заниматься по системе Леонгард, но результатов не было, молчала как рыба. В 5 лет сурдопедагог посоветовала отдать ребенка в садик для слабослышащих, поскольку надежды разговорить ее почти не осталось. Мать отдала дочку в спец. садик и результат появился. Но мама была против интерната и хотела, чтобы дочка с ней проживала и повела ее в сельскую массовую школу. Сначала девочка обучалась на индивидуальном обучении, потом перешла на обычное обучение. Со временем она не просто научилась разговаривать, но и оказалось, что у нее склонность к изучению иностранных языков! Сейчас она свободно общается не только на русском, но и на английском.

Ссылка на сообщение
система Леонгард оказывается единственным выходом, особенно если мать не хочет отдавать своего ребенка в интернат.

 

почему единственным?

 

Классическая методика Шматко-Пелымской (хотя они свои фамилии редко используют) делает ровно то же самое. Методика Леонгард родом оттуда, кстати.

Ссылка на сообщение

Я так предполагаю, что система Леонгард, уж не знаю почему, стала нарицательным обозначением методики по обучению глухих разговорной речи, поэтому Семицветик и говорит о единственном выходе. Ну типа как ксерокс;)))

Ссылка на сообщение
Ирина Чернова

Многие пишут, что были на консультации у Эмилии Ивановны!Скажите, пожалуйста, а как к ней попасть, записаться?У моего сыночка диагноз-3 ст.кондуктивной тугоухости плюс атрезия и микротия.Ответьте, пжл.... ;)

Ссылка на сообщение
Я так предполагаю, что система Леонгард, уж не знаю почему, стала нарицательным обозначением методики по обучению глухих разговорной речи, поэтому Семицветик и говорит о единственном выходе. Ну типа как ксерокс;)))

Lana, Вы совершенно правильно поняли мою мысль. Наша сурдопедагог тоже работает по своей собственной методике. Она нигде официально не зарегистрирована. Ей даже сама Леонгард давала когда то рецензию, что методика нашего сурдопедагога отличается от ее собственной, но при этом не противоречит ей.

Ссылка на сообщение
Многие пишут, что были на консультации у Эмилии Ивановны!Скажите, пожалуйста, а как к ней попасть, записаться?У моего сыночка диагноз-3 ст.кондуктивной тугоухости плюс атрезия и микротия.Ответьте, пжл.... :blush2:

Мы с ребенком летом были в центре Запорожца, где принимает Леонгард, с ней мы не общались, просто позанимались с педагогом из этого центра, а нашла я их координаты, задав в интернете Леонгард, позвонила, объяснила ситуацию и мне дали сотовый свободного педагога, очень она мне понравилась.

Ссылка на сообщение
Ирина Чернова
Мы с ребенком летом были в центре Запорожца, где принимает Леонгард, с ней мы не общались, просто позанимались с педагогом из этого центра, а нашла я их координаты, задав в интернете Леонгард, позвонила, объяснила ситуацию и мне дали сотовый свободного педагога, очень она мне понравилась.

 

А центр Запорожца, это-Центр психологич. консультации? Или я неправильно поняла?

Ссылка на сообщение
Наталия Сазонова
А центр Запорожца, это-Центр психологич. консультации? Или я неправильно поняла?

 

Это Центр "Дошкольное детство". Только вчера там были. Милейшие люди. Консультацией очень довольны.

Ссылка на сообщение
Ирина Чернова
Это Центр "Дошкольное детство". Только вчера там были. Милейшие люди. Консультацией очень довольны.

Спасибо, что подсказали.А вы у кого были на консультации?Мне по эл.почте сообщили, что консультация возможна только с двумя педагогами, а насчет занятий по системе Леонгард даже не пообещали, т.к. много детей в центре. :)

Ссылка на сообщение
Наталия Сазонова
Спасибо, что подсказали.А вы у кого были на консультации?Мне по эл.почте сообщили, что консультация возможна только с двумя педагогами, а насчет занятий по системе Леонгард даже не пообещали, т.к. много детей в центре. :)

 

Мы были у Ивановой Елены Георгиевны. Нам объяснили, что, заранее записавшись, можно приезжать на несколько дней (2-3 раза в год), проводить несколько занятий и получать консультации для дальнейших занятий. Один раз просто по телефону позвонила с вопросами Елена Георгиевна терпеливо и подробно на все ответила. Если нужно могу дать телефон и точный адрес центра.

Ссылка на сообщение
Ирина Чернова
Мы были у Ивановой Елены Георгиевны. Нам объяснили, что, заранее записавшись, можно приезжать на несколько дней (2-3 раза в год), проводить несколько занятий и получать консультации для дальнейших занятий. Один раз просто по телефону позвонила с вопросами Елена Георгиевна терпеливо и подробно на все ответила. Если нужно могу дать телефон и точный адрес центра.

Спасибо, напишите, пожалуйста мне телефончик.А какая у вас проблема с ребеночком?Про моего Ваню вы,наверное, прочитали, что у нас микротия, атрезия, двусторонняя тугоухость 3-ей степени.У нас в городе тоже с сурдопедагогом не очень.Женщина,конечно, очень приятная, хорошая.Но мы попали на прием только позавчера, а в апреле она опять идет в отпуск.Моему Ване 1 год и 7 месяцев, так он еще боится чужих.А его вдруг у сурдопедагога стали садить за стол, что-то показывать, а он даже сидеть не хотел,не то что показать животных по просьбе чужой тети!А еще он не стал по команде выполнять упражнение.Педагог сказала, что у сына нет слухо-двигательной реакции.Не знаю,конечно, но мне кажется, что он еще маленький, чтобы четко действовать по команде.Поэтому, как нам сказали, с ним нельзя будет заниматься.Это что же получается, мы не сможем учиться говорить?А как в методике Леонгард?

Ссылка на сообщение
Моему Ване 1 год и 7 месяцев, так он еще боится чужих.А его вдруг у сурдопедагога стали садить за стол, что-то показывать, а он даже сидеть не хотел,не то что показать животных по просьбе чужой тети!А еще он не стал по команде выполнять упражнение.Педагог сказала, что у сына нет слухо-двигательной реакции.Не знаю,конечно, но мне кажется, что он еще маленький, чтобы четко действовать по команде.

Вам надо присутствовать на занятиях тоже и не оставлять его одного в кабинете у сурдопедагога.

Поэтому, как нам сказали, с ним нельзя будет заниматься.Это что же получается, мы не сможем учиться говорить?А как в методике Леонгард?

Такие выводы после первого посещения однозначно рано делать. ИМХО - не бывает детей которые вообще не обучаемы, бывают неудачные педагоги.

Ссылка на сообщение
Наталия Сазонова
Спасибо, напишите, пожалуйста мне телефончик.А какая у вас проблема с ребеночком?Про моего Ваню вы,наверное, прочитали, что у нас микротия, атрезия, двусторонняя тугоухость 3-ей степени.У нас в городе тоже с сурдопедагогом не очень.Женщина,конечно, очень приятная, хорошая.Но мы попали на прием только позавчера, а в апреле она опять идет в отпуск.Моему Ване 1 год и 7 месяцев, так он еще боится чужих.А его вдруг у сурдопедагога стали садить за стол, что-то показывать, а он даже сидеть не хотел,не то что показать животных по просьбе чужой тети!А еще он не стал по команде выполнять упражнение.Педагог сказала, что у сына нет слухо-двигательной реакции.Не знаю,конечно, но мне кажется, что он еще маленький, чтобы четко действовать по команде.Поэтому, как нам сказали, с ним нельзя будет заниматься.Это что же получается, мы не сможем учиться говорить?А как в методике Леонгард?

Тел.1251263. У меня ребенку 1г.8мес. У него нейросенсорная тугоухость 4ст.(глухота). Хотя на консультации в центре Леонгард выяснили, что у него хорошие остатки слуха. СА одели в 1г.3мес. Долго не могли нормально настроить, из-за этого не хотел носить.Носим постоянно 1.5 мес. За этот период появились хорошие результаты занятий.

Конечно, в этом возрасте с чужой тетей прямо сходу ребенок ничего не будет делать. Вы даже не расстраивайтесь. Я тоже прошла через это, когда мне сурдопедагог говорила, что я не достаточно с ним занимаюсь, что он должен это выполнять... А я переживала жутко, что, значит мы так плохо занимаемся. Занимайтесь сами дома. Вы лучше всех знаете своего ребенка, как к нему подойти.Если он сейчас не выполняет что-то, оставте это, возможно через день или неделю он легко это выполнит. Тем более если Вы поедете на консультацию, там и сможете книгу приобрести. У меня наотрез мог отказаться что-то выполнять, а на следующий день или через день делать это с удовольствием. Я еще у Королевой брала некоторые упражнения. У Пелымской, Шматко по речевой ритмике для маленьких детей есть упражнения. Так что не расстраивайтесь насчет сурдопедагога.Если Вы сами будете заниматься, то ничего страшного, что на следующий прием Вы попадете только через месяц. Удачи Вам.

Ссылка на сообщение
.Не знаю,конечно, но мне кажется, что он еще маленький, чтобы четко действовать по команде.Поэтому, как нам сказали, с ним нельзя будет заниматься.Это что же получается, мы не сможем учиться говорить?А как в методике Леонгард?

 

Конечно маленький!:( Некоторые и в 2 года только начинают заниматься и в 4..и хороших результатов достигают, не форсируйте события, общайтесь с ребенком всегда и везде, в транспорте, дома, когда едете в автобусе, машине, моете посуду, все комментируйте, сам-то он не слышит..через вашу призму будет пока все воспринимать:( И как можно раньше учите читать, сейчас и с 3-х лет этому учат:( Будет легче заниматься потом

Ссылка на сообщение
Педагог сказала, что у сына нет слухо-двигательной реакции.Не знаю,конечно, но мне кажется, что он еще маленький, чтобы четко действовать по команде.

А Вы как-то развиваете двигательную реакцию на звук? Какие занятия проводил с Вашим ребенком сурдопедагог? У Шматко это написано хорошо, прям все по полочкам разложено.

Моя дочь (1,3г) тоже с сурдопедагогом на первом занятии особо не хотела заниматься (хотя дома все задания более-менее сносно выполняет), все время отвлекалась, игрушки тащила в рот...Потом вроде привыкла, но с нами только три дня занимались, сказали, что еще маленькие и толка от занятий пока нет. Так что занимаемся дома. А у вас лепет есть? когда появился?

Ссылка на сообщение
Ирина Чернова
А Вы как-то развиваете двигательную реакцию на звук? Какие занятия проводил с Вашим ребенком сурдопедагог? У Шматко это написано хорошо, прям все по полочкам разложено.

Моя дочь (1,3г) тоже с сурдопедагогом на первом занятии особо не хотела заниматься (хотя дома все задания более-менее сносно выполняет), все время отвлекалась, игрушки тащила в рот...Потом вроде привыкла, но с нами только три дня занимались, сказали, что еще маленькие и толка от занятий пока нет. Так что занимаемся дома. А у вас лепет есть? когда появился?

Мы только пытаемся делать какие-либо действия по команде(например, ударить ногой по мячу на слово Бей!Собственно, это нас и просила отрабатывать сурдопедагог).А вы какие делаете упражнения?У моего Вани(1,8г) где-то в 11-12 мес хорошо стало получаться мама,папа,Дай!Лягушка-ва-ва(сейчас никак ее не называет), собака-ав-ав,киска-вау-вау(сейчас кифь...),яблоко-япт,абл,по-разному, волк-вуф(сейчас во...)дядя-дада(ударение на первый слог), тетя-оту,бабушка-бабуф,миша-миф,ручки-руф,лев и хлеб у нас-иля,вода-дада(ударение на второй слог),Бах-Ба!,заяц(1год3мес)-заяс,ворона-ар(сейчас кар...),дом-до,Нету-Эту,лиса-лита,часики-та-та(тик-так),ляля,и еще разные слова как будто набор звуков произносит.Все не вспомню.Аппаратик у нас 1,5мес. где-то.Еще Ваня уже давным-давно показывает животных,некоторые фрукты в книжках,хотя не называет их,части тела может показать,но не всегда.

А вообще,любимое слово-папа!Его мы произносим несчетное количество раз за день,ходит к двери,к окну,ждет папу.

А у вас какие успехи?

Ссылка на сообщение

Мы только пытаемся делать какие-либо действия по команде(например, ударить ногой по мячу на слово Бей!Собственно, это нас и просила отрабатывать сурдопедагог).А вы какие делаете упражнения?У моего Вани(1,8г) где-то в 11-12 мес хорошо стало получаться мама,папа,Дай!Лягушка-ва-ва(сейчас никак ее не называет), собака-ав-ав,киска-вау-вау(сейчас кифь...),яблоко-япт,абл,по-разному, волк-вуф(сейчас во...)дядя-дада(ударение на первый слог), тетя-оту,бабушка-бабуф,миша-миф,ручки-руф,лев и хлеб у нас-иля,вода-дада(ударение на второй слог),Бах-Ба!,заяц(1год3мес)-заяс,ворона-ар(сейчас кар...),дом-до,Нету-Эту,лиса-лита,часики-та-та(тик-так),ляля,и еще разные слова как будто набор звуков произносит.Все не вспомню.Аппаратик у нас 1,5мес. где-то.Еще Ваня уже давным-давно показывает животных,некоторые фрукты в книжках,хотя не называет их,части тела может показать,но не всегда.

А вообще,любимое слово-папа!Его мы произносим несчетное количество раз за день,ходит к двери,к окну,ждет папу.

А у вас какие успехи?

 

 

 

Какой Ванечка МОЛОДЕЦ! У нас успехи намного скромнее. Собачка -ам-ам, кошка-вау, мама, папа, дай, та-та-та, ва-ва-ва. остальные предметы вообще по своему называет и не факт, что всегда одинаково. В книжках почти ни на что правильно не показывает, если только например увидит пирамидку в книжке, потом идет искать свою пирамидку итд. Под быстрый темп (барабана, например) бегаем, под медленный ходим (пытаемся). Команды на слух не выполняет, если только увидит, что я жестом прошу что-нибудь-приносит.

По команде тоже пока плохо получается-мы бросаем по сигналу (слово папапапа) предмет в баночку или кольцо пирамидки нанизываем. При этом доча активно говорит папапапа.

А Вы как много занимаетесь? по Леонгард занимаетесь? Какое задание выполняете? Мы начали третье. Мы в день 3-4 раза именно занимаемся и в течение всего дня учимся. В последнее время доча научилась выковыривать батарейку из СА, поэтому все время снимает СА, чтобы заняться вредительством. Незнаю как быть. Ванечке КИ будут делать? Каковы остатки слуха?

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...