Перейти к контенту
Пространство слуха -товары для людей с потерями слуха и зрения -интернет магазин

Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. - М.: Просвещение, 1995 УЧИМСЯ СЛУШАТЬ


Тамара Николаевна

Рекомендуемые сообщения

Тамара Николаевна

Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. - М.: Просвещение, 1995

 

УЧИМСЯ СЛУШАТЬ

 

Как уже отмечалось, остатки слуха есть не только у слабослышащих, но даже и у глухих детей. Развитие и использование остаточного слуха играют значительную роль, в психическом развитии ребенка с нарушенным слухом. Чем раньше ребенок попадает в мир звуков, тем более естественным путем идет процесс формирования его познавательной деятельности.

 

Развитие слуховой функции напрямую зависит от того, в каком возрасте начата эта работа: в первом или втором полугодии жизни, на втором году жизни или еще позже. Это связано с закономерностями созревания проводящих путей различных анализаторных систем.

 

Раннее начало коррекционных занятий позволяет развивать слуховое восприятие ребенка в тот период, когда происходит физиологическое созревание слухового анализатора. Миелинизация зрительно-слуховых путей заканчивается к 2—3 годам.

 

Развитие анализаторов, в том числе и слухового, возможно лишь при условии постоянного поступления информации из внешнего мира. Для того чтобы начал функционировать и развиваться слуховой анализатор при глубоко нарушенном слухе, необходимо интенсивное педагогическое воздействие при условии постоянного пользования индивидуальными слуховыми аппаратами.

 

Содержание и методика работы по развитию остаточного слуха зависят от того, с какого возраста с ребенком начали проводить занятия.

 

Развитие слуховой функции в первые 3 месяца жизни. В этот период у ребенка развивается слуховое и зрительное сосредоточение. При проведении коррекционной работы необходимо обеспечить малыша разнообразными зрительными, слуховыми и осязательными впечатлениями. Ребенок учится всматриваться в лицо разговаривающего с ним взрослого, останавливать взгляд на красочных и блестящих игрушках, следить за передвигающимися предметами. У него развивается умение прислушиваться к разным звукам: речи, пению взрослого, звучанию игрушек. С этой целью взрослый ласково разговаривает с малышом, зовет его по имени, некоторое время «беседует» с ним, привлекая внимание к своему лицу.

 

Со второго-третьего месяца жизни, когда ребенок начинает сам издавать звуки в состоянии покоя, взрослый, повторяя звуки ребенка, побуждает его к подражанию. При этом взрослый предлагает не только звукосочетания, освоенные ребенком, но и новые, произносимые с разным ритмом и интонацией.

 

При формировании слухового сосредоточения кроме голоса используются игрушки, издающие звуки, доступные слуху ребенка. Его учат следить взором за игрушкой во время ее звучания. В некоторых случаях взрослый сначала вызывает зрительное сосредоточение на игрушке, а потом и слуховое. Иногда ребенка побуждают определить, откуда направлен звук.

 

Развитие слуховой функции в период от 3 до 6 месяцев. Основным способом воздействия на ребенка со сниженным слухом остается по-прежнему обеспечение его различными слуховыми, зрительными, осязательными впечатлениями. Главным слуховым раздражителем является речь взрослого. Речевое общение с ребенком осуществляется во все время его активного бодрствования. Мать разговаривает с малышом с различной интонацией. Взяв малыша на руки, взрослый поет ему несложные, но разнообразные по ритму и темпу песенки, двигаясь с ним в такт звучания. На этом этапе начинают проводиться специальные упражнения, направленные на развитие слуховой функции. К ним относятся:

 

§ развитие умения определять расположение источника звучания (барабана, гармошки, голоса), находящегося справа и слева, затем спереди и сзади, при постоянно увеличивающемся расстоянии. Каждая реакция ребенка на звук подкрепляется: повернув голову на звук, он видит яркую игрушку или мать, которая начинает с ним ласково разговаривать, берет на руки и т. д.;

 

§ развитие умения дифференцировать звучания игрушек (барабана и гармошки). При этом источник звука находится постоянно с одной и той же стороны от ребенка (гармошка, например, всегда звучит справа, а барабан — слева). Таким же образом можно учить ребенка дифференцировать мужской и женский голоса. Младенца побуждают смотреть вправо в момент звучания гармошки и влево — в момент звучания барабана. В результате у ребенка вырабатывается условный сочетательный рефлекс на звук и его направление. Чтобы проверить, насколько прочна связь звучания с его источником, можно 1—2 раза предъявить звук с другой стороны. Если ребенок по-прежнему поворачивает голову в сторону постоянного появления звука, то это означает, что сочетательный рефлекс стоек и малыш дифференцирует звуки

 

Развитие слуховой функции в период от 6 до 12 месяцев. Этот период характеризуется тем, что от пассивного восприятия слышащий ребенок переходит к активному сотрудничеству со взрослым. В процессе совместной со взрослым деятельности, подразумевающей и действия с предметами, возникает понимании слов — названий действий — дай, возьми, пока, ладушки-ладушки, сорока-ворона и т, д., названий предметов, входящих в повес дневной обиход ребенка, игрушек. В этот период общение с неслышащим младенцем также организуется в процессе совместной деятельности со взрослым. Слово воспринимается ребенком как компонент комплексной ситуации, составляет неотъемлемую ее часть. В процессе формирования понимания речи общение с ребенком строится таким образом, чтобы он воспринимал речь и слухо-зрительно, и только на слух.

 

Время начала специальной работы по развитию речевого слуха определяется индивидуально, по мере формирования понимания речи. Как только у малыша вырабатывается сочетательный рефлекс на слово в виде поворота головы или глаз к предмету, находящемуся на постоянном месте, следует начинать работу по различению слов, воспринимаемых только на слух. Побуждение ребенка к выполнению действия по инструкции (типа сделай ладушки, пока, привет), воспринятой только на слух, возможно только после того, как сформирован навык выполнения действия.

 

Упражнения по развитию остаточного слуха проводятся в ходе занятий по развитию речи. На том этапе, когда малыш на вопрос матери «Где ав-ав-ав (прр)?» поворачивает голову или глаза в сторону названного предмета, находящегося на постоянном месте, следует специально предъявлять ему звукоподражание только на слух, произнося его либо непосредственно в ушко малыша, если он без аппарата, либо со спины или прикрыв лицо рукой, если ребенок с аппаратом. Использование экрана для исключения зрительного восприятия речи при работе с очень маленькими детьми нежелательно, так как экран отвлекает их внимание, а часто и пугает.

 

Если малыш в ответ на вопрос, предъявленный на слух, не реагирует поворотом головы или глаз в сторону названной игрушки, слово следует предъявить слухо-зрительно, а затем опять на слух. На начальных этапах трудно отличить, то ли ребенок не воспринял слово на слух, то ли не соотнес слово с предметом. Несмотря ни на что эти упражнения следует продолжать.

 

После того как малыш начнет уверенно поворачивать голову в сторону названного предмета, следует таким же образом учить его слушать название другой игрушки, расположенной на постоянном месте в стороне от первой. Таким образом, ребенка последовательно учат воспринимать только на слух два звукоподражания. Теперь следует приступить к формированию умения различать их на слух. Взрослый с ребенком на руках встает таким образом, чтобы оказаться между двумя игрушками, находящимися на своих постоянных местах. Малыша спрашивают: «Где прр?» — он поворачивает голову к тому месту, где обычно стоит лошадка; «Где ав-ав-ав?» — и головка поворачивается в другую сторону, малыш ищет взглядом собачку.

 

После этого собачку и лошадку убирают с их постоянных мест и учат ребенка находить их в другом месте, а позже — давать по просьбе взрослого ту или иную игрушку. На место собачки и лошадки ставят новую пару игрушек, например куклу (ляля) и машину (у_).

 

К концу первого года жизни у ребенка накапливается определенный слуховой словарь, состоящий из 5—10 речевых единиц: звукоподражаний и лепетных слов — названий игрушек.

 

Во втором полугодии жизни продолжается работа по развитию неречевого слуха. Для слухо-зрительного восприятия и только слухового предлагаются:

 

§ быстрые и медленные звучания барабана и голоса, при этом взрослый двигается вместе с ребенком в темпе звучания, покачивает его на коленях, хлопает ладошками малыша и т. п.;

 

§ низкое и высокое звучание голоса, которое соотносится с конкретной игрушкой. Например, мама, показывая малышу большую собаку, имитирует лай низким голосом, при этом выражение ее лица сердитое, брови нахмурены. При изображении маленькой собачки мамино лицо становится добрым, а голос высоким;

 

§ плясовая и колыбельная песни, которые сопровождаются движениями взрослого с ребенком в такт мелодии.

 

 

 

Развитие слуховой функции на втором году жизни. В этом возрасте речь начинает за нимать особое положение в психической жизни слышащего ребенка.

 

Содержание коррекционной работы усложняется: расширяется слуховой словарь, включаются виды деятельности, предполагающие активное участие ребенка.

 

Расширение слухового словаря происходит за счет включения полных слов — названий игрушек, реальных предметов, действий. Звукоподражания постепенно замещаются соответствующими полными словами. Долгое время в речи ребенка могут сосуществовать два наименования одной игрушки: полное и звукоподражательное. Ребенок соотносит произнесенное взрослым полное слово с предметом, а сам называет его звукоподражательно.

 

К концу второго года жизни в слуховой словарь включаются двусловные фразы побудительного и повествовательного характера типа: Дай лялю, Мяу спит и т. д.

 

Таким образом, постепенно растет количество воспринимаемых на слух речевых единиц. Увеличивается также и расстояние от микрофона аппарата или от уха ребенка.

 

При проведении упражнений по различению на слух речевого материала деятельность ребенка должна быть мотивационно окрашенной. Создается ситуация, в которой перед ребенком стоит задача выбрать тот или иной предмет, игрушку по инструкции взрослого. Инструкция предъявляется слухо-зрительно, иногда подкрепляется естественным жестом, и только слово — материал слуховой тренировки — всегда предлагается на слух при исключении зрительного восприятия. Например, после того как ребенок вместе со взрослым поиграл с игрушками, его просят убрать их в мешочек или коробку. Так, при различении на слух пи-пи-пи и мяч перед ребенком находятся 3—4 разных мяча и 3—4 разные птички. Дается инструкция: «Положи сюда (слухо-зрительно, подкрепляя естественным жестом) мяч (на слух)». Название игрушек повторяется в разной последовательности. Таким образом, в течение занятия малыш воспринимает на слух каждое слово по 3—4 раза. Каждый раз, когда ребенок выбирает нужную игрушку, его просят ее назвать (как может). Постепенно малыша нужно научить сначала повторить за взрослым то, что услышал, а потом взять соответствующую игрушку. Нередко бывает, что ребенок, повторив звукоподрожание верно, берет затем не ту игрушку. В этом случае следует сказать малышу: «Нет, неверно, послушай, что я говорила»,— и повторить слово вновь на слух. Если и в этом случае ребенок ошибется, слово предъявляется слухо-зрительно, а затем опять на слух.

 

Таким же образом можно расставлять игрушки на место, приносить, чтобы их вымыть, дать кому-то из взрослых и т. д.

 

Лишь к концу второго года жизни работа по различению речевого материала проводится за столом, с привлечением в качестве наглядного материала не только игрушек и реальных предметов, но и их изображений на картинках. Но и в этом случае деятельность ребенка следует организовать таким образом, чтобы у него не пропал интерес.

 

После того как слуховой словарь достигнет 4—5 слов, можно начать работу по формированию навыка опознавания, под которым подразумевается узнавание знакомого слова только на слух, без опоры на наглядный образец. При организации этого вида работы важно, чтобы ребенок действовал адекватно предлагаемой ситуации. Например, малыша просят достать из мешочка игрушку, название которой предъявляется на слух. После извлечения игрушки взрослый организует игру с ней, затем игрушка убирается обратно в мешочек. По мере формирования активной речи ребенка от него требуют обязательного называния игрушки (без этого не разрешают ее взять). Постепенно к опознаванию привлекаются слова, ранее не использовавшиеся в слуховой тренировке. Но на данном этапе обучения эти упражнения не носят систематического характера. В дальнейшем слуховой словарь ребенка расширяется, в него включаются все новые и новые слова, словосочетания и фразы, которыми малыш овладевает по мере развития речи. При этом особое внимание уделяется увеличению расстояния, с которого ребенок слышит речь. До 4—5 возрастает количество слов, из которых предлагается выбор.

 

Работа по развитию неречевого слуха проводится в двух направлениях. В естественных условиях ребенка учат реагировать на различные звуки окружающего мира: например, услышав стук в дверь, открыть ее (или сделать попытку), на звук падения сказать бах, найти на улице по звучанию машину или собаку и назвать их и т. д. Одновременно с этим на специально организованных занятиях ребенок учится различать на слух звучания 2—3 игрушек, высокий и низкий голос, быстрый и медленный темп, определять направление звука.

 

Основным методическим приемом при проведении этой работы является соотнесение звучания с определенным предметом. Конкретное звучание связывается с той или иной игрушкой, например звук барабана всегда сопровождается появлением зайки, звук гармошки — появлением куклы и т. д. Ребенок должен выбрать соответствующую звучанию игрушку. Обязательным условием является побуждение его к устному высказыванию, фонетическое оформление которого соответствует произносительным возможностям малыша. Так, например, при различении звучаний барабана и гармошки перед ребенком находятся игрушки: зайка и кукла. Услышав и узнав звучание барабана, ребенок берет зайку, показывает, как он прыгает, и произносит при этом либо прыг-прыг, либо па-па-па (имитируя звучание барабана), либо зайка.

 

Предложенная система работы рассчитана на тех детей, коррекционные занятия с которыми проводились с первого полугодия жизни. В случае начала занятий с 6—12 месяцев они организуются в соответствии с возрастными особенностями детей. При этом используются отдельные приемы работы с детьми первого полугодия жизни, но с учетом того, что степень активного участия ребенка в совместной деятельности со взрослым в этом случае значительно выше.

 

 

 

Работа по развитию слухового восприятия на втором-третьем году жизни. Если коррекционные занятия с ребенком начинаются на втором году жизни, их содержание и методика проведения изменяются в соответствии с возросшими возможностями малыша. В первую очередь его учат слышать звуки, доступные его слуху. С этой целью малыш учится реагировать на разнообразные бытовые шумы: стук в дверь, шум от работы бытовой техники (пылесос, миксер, дрель и т. д.), удар упавшего предмета, шум и сигналы транспорта, удары мяча о землю, пол, стену, скрип качелей, лай собаки и т. д. Эта работа не требует специальных занятий, она проводится в течение всего дня. Главное — быть внимательным, наблюдать за реакциями ребенка. В индивидуальном слуховом аппарате (и даже без него) он будет слышать многие звуки. Услышав, ребенок замирает, моргает, значительно реже пытается найти источник звука. Задача взрослого — постоянно показывать малышу, что звучит. Включен пылесос — ребенок реагирует на звук, но не понимает, что это. Взрослый подводит его к пылесосу, включает и выключает его. Если что-то упало, нужно показать это ребенку, сказав бах. На улице громко залаяла собака — показать ее, «полаять». Постепенно ребенок начнет прислушиваться к тем звукам, которые его окружают, радуясь знакомым и проявляя любопытство к новым. Восприятию ребенка со слуховым аппаратом доступны многие звуки, следует сделать их интересными и значимыми. Однако этого мало. Нужно целенаправленно знакомить ребенка со звуками, например научить слышать стук в дверь или звонок (наиболее доступен восприятию громкий, низкого звучания). Малыша специально подводят к двери. В это время с противоположной стороны громко стучат. У ребенка возникает какая-то реакция на этот сигнал, но он не знает, что это такое и как реагировать. Мама спрашивает: «Кто там?» — и открывает дверь. На пороге стоит папа с игрушкой, или он обнимает малыша, подбрасывает его. Делая это каждый день, взрослый учит ребенка слушать стук или звонок в дверь. Теперь уже сам малыш с радостью бежит к двери. Если первоначально у ребенка не возникает реакции на стук, можно приложить его руки к двери, чтобы он ощутил вибрацию, а затем дать возможность послушать стук еще раз.

 

Подобные упражнения проводятся в течение всего дня: при этом используются как случайные ситуации (что-то упало, кто-то пришел, засигналила машина и т. п.), так и специально созданные взрослым с целью ознакомления ребенка со звуками окружающего мира.

 

Для того чтобы научить ребенка прислушиваться к звукам, выявить, какие из них доступны его слуху, ведется специальная работа по выработке у малыша условной двигательной реакции на звук, С помощью этой реакции удается уточнить состояние его слуха.

 

Когда ребенку исполнится 1 год 4 месяца — 1 год 6 месяцев, его нужно учить по сигналу взрослого (взмах флажка, хлопок в ладоши и др.) выполнять какое-либо действие: катить мяч, паровоз и т. п. Сигнал взрослого ребенок должен видеть. Желательно, чтобы второй взрослый или старший ребенок помог в организации упражнения: один подает сигнал на расстоянии 1—2 м от малыша, другой действует вместе с ребенком. На взмах флажка ребенок катит взрослому мяч. Необходимо постепенно добиваться того, чтобы малыш ждал сигнала, т. е. не начинал действовать до того, как он будет подан. Также следует побуждать малыша к самостоятельному, без подсказки, ответному действию. Чтобы упражнение было интересно для ребенка, надо менять действия, которые он выполняет по сигналу, например 2—3 дня он катает мяч, затем — машинку или паровоз. Полезно поменяться с малышом ролями: он подает сигнал, а взрослый выполняет действие. Когда ребенок научится ждать сигнал (т. е. поймет условия игры), можно переходить к выработке реакции на видимый речевой сигнал.

 

Взрослый садится за стол напротив малыша, кладет его и свои руки на стол, а около них — большую пуговицу. Он обращает внимание ребенка на свои губы и голосом разговорной громкости произносит звукосочетание типа па-па-па-па, пу-пу-пу-пу. В момент начала произнесения звукосочетаний он рукой малыша берет пуговицу и бросает ее в баночку (или надевает кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов машины и т. п.). Это упражнение нужно проводить до тех пор, пока ребенок не начнет сам, без подсказки и помощи взрослого, выполнять действие в момент произнесения слогов. На это обычно требуется 8—10 занятий. Длительность пауз между слогами нужно постоянно менять, иначе ребенок будет ориентироваться не на звук, а на ритм подачи сигналов. Не надо требовать и ждать от малыша повторения звуков; он отвечает на сигнал определенным действием: бросает пуговицу, надевает кольцо на стержень и т. п. Во время работы не нужно произносить никаких слов или звуков кроме сигнальных.

 

Когда ребенок начнет хорошо выполнять задание, взрослый садится рядом с ним и голосом разговорной громкости произносит слоги (например, па-па-па) у самого его уха. При этом малыш ощущает струю выдыхаемого воздуха: есть струя — бросает пуговицу в баночку, нет — ждет сигнала. Если ребенок не реагирует на произносимые слоги, то нужно повторить их и в момент произнесения рукой малыша бросить пуговицу в баночку. Это упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не начнет сам выполнять действие во время произнесения слогов. На это, как правило, уходит 1—2 занятия.

 

И наконец, взрослый приступает к основной части работы: ему нужно выяснить, слышит ли ребенок голос разговорной громкости и на каком расстоянии. Для этого он вновь произносит слоги голосом разговорной громкости у самого уха ребенка, но уже с использованием экрана, которым закрывает струю воздуха. В качестве экрана можно использовать неплотный лист бумаги, который закрывает лицо до глаз. Экраном нельзя касаться уха ребенка, иначе он будет ощущать вибрацию. Важно, чтобы малыш боковым зрением в зеркале или в другом отражающем предмете не мог видеть лица говорящего. Нельзя убирать экран после того, как произнесены слоги, иначе ребенок будет реагировать именно на это движение, а не на звук. Во время звучания голоса, воспринимаемого только на слух, ребенок бросает пуговицу или выполняет какое-то другое действие. Если в этих условиях он не реагирует на сигналы, т. е. не выполняет ответного действия, то нужно усилить голос до громкого. После того как будет выработана четкая реакция на громкий голос около уха (это доступно всем детям), надо снижать его громкость, пытаясь научить ребенка отвечать на голос разговорной громкости. Как только малыш научится реагировать на звучание слогов, произносимых у ушной раковины (с экраном) голосом разговорной громкости, следует постепенно увеличивать расстояние от уха ребенка — на 5, 10, 20, 50 см и т. д. Дети с разным слухом слышат голос на разном расстоянии (некоторые слышат только громкий голос). Если ребенок реагирует на голос разговорной громкости на расстоянии 1 м и более, то проверяют, слышит ли он шепот, сначала у ушной раковины, затем дальше. Работа проводится аналогично тому, как описано выше: сначала слоги произносятся шепотом так, чтобы ребенок видел губы говорящего, затем на ухо без экрана и, наконец, на ухо с экраном.

 

Параллельно с работой по выработке условной двигательной реакции на речевой сигнал малыша учат воспринимать звучание игрушек: барабана, дудки, гармошки, свистка, пианино, металлофона, погремушки, шарманки. Обучение начинают с восприятия доступного всем детям звука барабана. Взрослый просит ребенка выполнить то или иное действие в момент звучания барабана: бросить горошину в коробку и т. д.; причем вначале малыш видит, как взрослый играет на барабане, а затем только слышит (барабан звучит за его спиной) с расстояния 0,5 м. Когда он начнет реагировать на звучание барабана на этом расстоянии, оно постепенно увеличивается и определяется то максимальное, с которого ребенок воспринимает звук барабана. Аналогично проводится работа и с другими игрушками, которые предъявляются на слух начиная с расстояния 15—20 см. Взрослый определяет, какие игрушки и на каком расстоянии слышит ребенок.

 

Упражнения по выработке условной двигательной реакции на звук проводятся ежедневно в течение 3—5 мин. Для поддержания интереса нужно менять материал, с которым работает ребенок: несколько дней с пуговицами, потом — с кольцами пирамиды, с кубиками, с горохом и т. д.

 

Выработанная условная двигательная реакция на звук позволяет врачу-сурдологу совместно с сурдопедагогом сурдологического кабинета по месту жительства подобрать режим работы индивидуального слухового аппарата. От того, насколько правильно он подобран, зависит успешность работы с ребенком. Режим работы слухового аппарата уточняется не реже 2—3 раз в год.

 

При работе с индивидуальным слуховым аппаратом следует проверить, слышит ли ребенок голос взрослого на расстоянии не менее 1,5—2 м. Для этого аппарат надевается на ребенка, устанавливается усиление, предложенное в сурдокабинете. Взрослый произносит в микрофон аппарата на расстоянии 7—10 см голосом разговорной громкости (негромким!) звукосочетания, например па-па-па-па, которые ребенок воспринимает слухо-зрительно, т. е. видит губы и слушает, и в ответ кладет кубик в машину. Затем взрослый закрывает лицо экраном — большим листом бумаги до глаз — и вновь произносит данное звукосочетание. Если малыш не реагирует на произнесение слогов, т. е. не выполняет действия в момент звучания, то постепенно усиление увеличивается до тех пор, пока у него не появится четкая реакция на произносимое звукосочетание. Затем взрослый постепенно отходит от ребенка на 1,5—2 м и проверяет, слышит ли он его голос с этого расстояния. Если реакция исчезла, то нужно прибавить усиление.

 

 

 

Если же ребенок четко реагирует на голос с большего расстояния, нужно постепенно убавлять усиление и найти то, при котором малыш дает правильный ответ с расстояния не менее 2 м.

 

Затем необходимо проверить наличие слухового восприятия (ощущения) звучания слов. Для этого взрослый за экраном произносит слова, например: папа, дом, рыба, ящик, чай (среди них должны быть слова, включающие высокочастотные звуки, в нашем примере это два последних слова). В ответ на произносимое слово ребенок берет кубик и кладет его в машину (а не повторяет слово!). Если слов, включающих высокочастотные звуки, ребенок не слышит на расстоянии 1,5—2 м (т. е. при их произнесении не выполняет того или иного действия), усиление нужно прибавить на одно или полделения. Если же и в этом случае ребенок их не слышит, нужно обратиться к сурдологу по месту жительства для уточнения режима работы индивидуального слухового аппарата.

 

Необходимо также проверить, какие звучащие игрушки с какого расстояния слышит ребенок с индивидуальным слуховым аппаратом. Из барабана и бубна надо извлекать негромкие звучания, чтобы не оглушить ребенка. Если малыш с индивидуальным аппаратом слышит игрушку на расстоянии менее чем 4—5 м, то проводится работа по увеличению расстояния, с которого он воспринимает ее звучание (как описано выше).

 

Одновременно с выработкой условной двигательной реакции на звук ребенка учат различать на слух речевой материал. Сначала работа ведется на материале звукоподражаний, затем к ним добавляются лепетные слова (например, ляля, утя, биби и т. д.), потом полные слова, такие, как мама, папа, имя ребенка, дом, рыба, лопата, зайка, бабуля, туфли, пальто и т. д., и, наконец,— фразы, включающие эти слова, типа: ляля упала, папа спит, тетя ест, Таня плачет, зайка прыгает и т. д.

 

Прежде чем учить ребенка воспринимать на слух то или иное звукоподражание, слово, фразу, малыша нужно познакомить с ним (см. раздел «Учимся говорить»). Познакомив ребенка с первыми двумя звукоподражаниями и формируя умение различать их на слух, взрослый одновременно предъявляет малышу следующее.

 

Для успешного обучения различению на слух звукоподражаний, а впоследствии лепетных, полных слов и фраз необходимы соответствующие игрушки, а затем и картинки. При этом они должны быть разными по величине, цвету, форме и т. д., но небольшими, чтобы ребенок мог держать их в руке. Чтобы не ослабевал интерес ребенка к игрушкам, пользоваться ими нужно только на занятиях. Для игры малышу предлагаются другие игрушки.

 

Работу по различению на слух звукоподражаний можно начинать так. У взрослого в непрозрачном мешочке (коробке) находятся 3—5 разных собачек и лошадок. Он достает одну игрушку, например собачку, подносит ее к своим губам так, чтобы игрушка их не закрывала, произносит ав-ав-ав, показывает, как собачка «лает», и ставит на стол. Затем достает другую игрушку, например лошадку, называет ее прр, демонстрирует, как она бежит, и ставит на другой конец стола. Доставая в разной последовательности следующих собачек и лошадок, взрослый называет их и учит малыша объединять собачек с собачками, а лошадок с лошадками. Затем он предлагает ребенку различать ав-ав-ав и прр слухо-зрительно (т. е. видя его губы и слушая). Взрослый в разной последовательности называет игрушки, а ребенок берет названную со стола и убирает в мешочек. Можно расставить по комнате несколько лошадок и собачек и говорить ребенку с естественным жестом: «Дай прр (ав-ав-ав)». Малыш должен принести взрослому названную игрушку. Когда он научится различать данные звукоподражания при слухо-зрительном восприятии, можно переходить к их различению на слух.

 

Вначале взрослый демонстрирует образцы звукоподражаний. Для этого он берет лошадку, показывает, как она скачет, и за экраном на расстоянии 0,7—1 м или на ухо без экрана (если работа проводится без аппарата) произносит голосом разговорной громкости прр. Затем, предлагая ребенку показать, как скачет лошадка, повторяет звукоподражание. Затем это же проделывает с собачкой (ав-ав-ав).

 

Малыш учится различать на слух (с аппаратом или без него) данные звукоподражания, в ответ на которые он должен произвести определенные действия с игрушками и произнести соответствующие звуки. В случае ошибки взрослый повторяет звукоподражание, которое ребенок сначала воспринимает на слухо-зрительной основе, а затем — снова на слух. Каждый раз, когда взрослый произносит то или иное звукоподражание, он побуждает ребенка повторить его. В начале обучения он поощряет всякую попытку малыша воспроизвести слово, а в дальнейшем добивается более точного произношения.

 

Усвоение пары звукоподражаний рассчитано на 2—3 дня. Если ребенок научился различать их раньше, то на следующий день ему предлагается различать при слухо-зрительном восприятии, а затем и только на слух два новых звукоподражания. Если же малыш не научился различать звукоподражания и за неделю, то пара все равно меняется: остается то звукоподражание, которое ребенок слышит лучше, и к нему подбирается новое. В начале работы следует подбирать звукоподражания, которые хорошо различимы между собой и зрительно, и на слух, например: прр — ав-ав-ав, у_ — пи-пи-пи, ав-ав-ав — у_, мяу — пи-пи-пи, и не составлять такие пары, как у_ — му_, мяу — у_, пи-пи-пи — ав-ав-ав. Сходные между собой звукоподражания предлагаются ребенку на более поздних этапах работы, когда у него появится навык различения на слух.

 

Ребенку, который легко справляется с различением на слух двух звукоподражаний, предлагается набор из 3—5 звукоподражаний, усвоение которых происходит в течение недели. При этом постепенно увеличивается не только число предъявляемых звукоподражаний, но и расстояние, с которого ребенок их воспринимает на слух. Если малыш при увеличении расстояния не узнает звукоподражаний на слух, надо приблизиться, а затем вновь отойти. В течение занятия взрослый постоянно то приближается к ребенку, то удаляется от него, в зависимости от того, воспринял ребенок предложенное ему на слух или нет. При правильно подобранном режиме работы аппарата даже глухие дети могут различать звукоподражания на расстоянии не менее 1,5—2 м. Когда ребенок начнет различать звукоподражания, ему можно предложить лепетные слова, например: у_—пи-пи-пи — ляля; му_—ав-ав-ав — утя; в_—ко-ко-ко — бибп. Позже подбираются звукоподражания в сочетании с лепетными и полными словами, например: прр — ляля — дом; у_— пи-пи-пи — мама; ав-ав-ав — утя — лопата. Методика работы остается той же, но к полным словам взрослый подкладывает соответствующие таблички, написанные печатными буквами; по мере усвоения слов в письменном виде таблички подкладывает и сам ребенок. Если в процессе работы малыш постоянно заменяет одно слово другим (например, дом вместо мяч, мяу вместо му_), надо предъявить образец звучания каждого слова: «Послушай: дом» (взрослый за экраном и показывает данный предмет или картинку); «Послушай: мяч». Затем необходимо поупражнять малыша в различении этих двух слов (звукоподражаний).

 

Когда слуховой словарь ребенка будет состоять из 8—10 и более речевых единиц, надо подбирать для различения на слух звукоподражания, лепетные и полные слова, относящиеся к разным тематическим группам: игрушки, близкие люди, еда, одежда, части тела и т. д.

 

Если ребенок различает на слух речевой материал при выборе из 4—5 и более единиц, в работе используются фразы типа: ляля спит, Тома упала, мама ест и т. д. Эти фразы включаются в набор с уже знакомыми на слух словами. К фразам подбираются соответствующие картинки и фотографии, особенно к тем, на которых изображен сам малыш или близкие люди (ест, спит, гуляет, играет, упал, плачет). К картинкам или фотографиям подкладываются соответствующие таблички.

 

Перед ребенком выкладываются картинки или предметы, например: дом, тарелка, спящий ребенок. Взрослый учит малыша правильно подкладывать таблички. Затем он предлагает различать слова и фразы на слухо-зрительной основе, т. е. видя лицо говорящего и слушая. Убедившись, что ребенок с этим справляется, можно приступать к различению данного материала на слух. Вначале взрослый дает образец звучания каждого слова и фразы. Для этого, показывая предмет или картинку, он за экраном или на ухо ребенку произносит данные слова и фразу. Ребенок повторяет услышанное, показывает картинку или предмет. Затем взрослый в разной последовательности произносит слова и фразу, не показывая картинок. Малыш должен услышать и узнать названное. Постепенно взрослый приучает малыша воспринимать на слух не только всю фразу целиком, но и отдельные слова из нее, например: Вова спит, дом, спит, дом, тарелка, Вова, Вова спит.

 

Так постепенно расширяется набор речевого материала, который взрослый предлагает малышу для различения на слух. Даже глухой ребенок, а тем более слабослышащий, в результате ежедневных систематических и упорных занятий к 2—2,5 годам научится различать на слух хорошо знакомый материал при выборе из 4—5 речевых единиц при условии опоры на соответствующие предметы или картинки.

 

По мере того как малыш начал различать на слух 2—3 звукоподражания, его учат и опознавать их. При опознавании перед ребенком не выкладываются соответствующие игрушки, предметы и картинки. Начать обучение можно так. Взрослый предлагает ребенку различать на слух, например, 3 звукоподражания. Упражнение заканчивается тем, что взрослый с помощью ребенка убирает игрушки в мешочек. Затем, показывая ребенку мешок, его спрашивают: «Что там?», после чего предлагают: «Слушай». За экраном или на ухо ребенку (если он без аппарата) произносят одно из звукоподражаний. Малыш пытается узнать, повторяя услышанное. Если ребенок услышал верно, взрослый дает ему мешок и предлагает достать соответствующую игрушку. В случае, когда с первого раза малыш не опознал данное звукоподражание, оно повторяется взрослым до 3 раз, и если все же оно остается неузнанным, то предъявляется для слухо-зрительного восприятия, а потом повторяется за экраном или на ухо ребенку. Через некоторое время, после предъявления других звукоподражаний, оно еще раз повторяется для опознавания на слух. Такая игра проводится в течение 1—3 недель. Она подготавливает малыша к опознаванию звуко-подражаний на слух.

 

Затем во время занятия взрослый достает мешочек, в котором обычно лежат игрушки, названия которых ребенок учится узнавать на слух, но в данном случае содержимое мешочка малышу не известно. Ему предлагают угадать, что там. Взрослый произносит звукоподражание, ребенок повторяет услышанное (рис. 11). Если он узнал звукоподражание, то ему дают или предлагают достать соответствующую игрушку, картинку. Если малыш не узнал сказанного после двух-трехкратного повторения, взрослый сам показывает соответствующую игрушку, предмет, картинку и повторяет звукоподражание сначала не закрывая своего лица экраном, а затем за экраном. Игрушка убирается обратно в мешочек. Взрослый произносит другие звукоподражания, а затем вновь предлагает ребенку то, которое он раньше не услышал. При опознавании на слух одно и то же звукоподражание необходимо произносить несколько раз, иначе ребенок, услышав, например, в_, будет знать, что больше эту игрушку взрослый не назовет.

 

По мере того как ребенок научится различать на слух не только звукоподражания, но и лепетные и полные слова, а затем и фразы, этот материал предлагается ему для опознавания на слух. Например, малыша учат опознавать такой речевой материал: в_, пи-пи-пи, прр; у_, ква-ква, ля-ля; му_, ко-ко-ко, утя, дом; прр, ляля, мама, суп, живот; ав-ав-ав, имя ребенка, кофта, ляля спит, Таня плачет, тетя ест; мяу, лопата, молоко, чай и т. д.

 

Работа по обучению опознаванию на слух постоянно проводится параллельно с обучением различению на слух. На одном занятии ребенок и различает, и опознает на слух речевой материал. Постепенно расширяется слуховой словарь малыша и совершенствуются способы восприятия. Надо стремиться к тому, чтобы все звукоподражания, слова и фразы, которые ребенок различает на слух, он мог и опознавать. Если на занятии малыш затрудняется в опознавании на слух того или иного речевого материала, то его нужно постоянно предъявлять для различения.

 

Материал для опознавания на слух следует менять на каждом занятии, в отличие от материала для различения на слух, работа с которым может вестись и в течение недели. Если на нескольких занятиях для опознавания будут предъявлены одни и те же звукоподражания и слова, то малыш будет знать заранее, что ему пред-ложит взрослый, и практически будет различать, а не опознавать материал на слух.

 

Обучение опознаванию и различению на слух речевого материала следует проводить как с индивидуальным слуховым аппаратом, так и без него. Необходимо организовать занятия таким образом, чтобы ребенок ежедневно тренировался в восприятии материала и с аппаратом, и без него. Например, различать звукоподражания, слова и фразы он может без аппарата, а опознавать их с аппаратом, и наоборот. При этом без индивидуального слухового аппарата нужно вовлекать в работу оба уха: один день правое, другой — левое.

 

При опознавании и различении на слух большое внимание уделяется постепенному увеличению расстояния, с которого ребенок узнает услышанное с аппаратом и без него. Так, если малыш с индивидуальным слуховым аппаратом научился воспринимать на слух звукоподражания на расстоянии 0,7 м, то их можно предъявлять с 1 м, 1,5 м, 2 м и более, в зависимости от слуховых возможностей ребенка. Если, несмотря на целенаправленную работу, расстояние увеличить не удается, нужно вновь вернуться к уточнению режима аппарата: возможно, что нужно менять усиление или частотный режим работы аппарата.

 

 

Обучение различению и опознаванию на слух речевого материала должно проходить в интересной, занимательной форме. Целесообразно проводить занятия не только за столом, но и на полу, на диване. Когда ребенок повторяет услышанное звукоподражание или слово, следует дать ему возможность немного поиграть с соответствующей игрушкой. Можно использовать различные игровые приемы поощрения малыша с тем, чтобы повысить его интерес к занятиям, например предложить с помощью взрослого наклеить изображение услышанного, нарисовать или слепить. При восприятии фраз ребенку интересно не только показывать соответствующую картинку, но и самому проделывать требуемые ситуацией действия. Звукоподражания, слова и фразы вместо взрослого может «произносить» кукла или мишка. В этом случае игрушка должна стать полноправным действующим лицом занятия: она не только «предлагает» материал, но и «хвалит», «выражает свое одобрение», ей ребенок дает те или иные предметы и картинки.

 

 

 

Одним из направлений работы по развитию остаточного слуха является знакомство детей с характером неречевых звучаний. На специальных занятиях используются различные звучащие игрушки: барабан, дудка, гармошка, металлофон и др. В первую очередь малыша учат различать на слух звучание игрушек. Эти упражнения проводятся после того, как у ребенка выработана условная двигательная реакция на звук. Взрослый уже знает, какие игрушки и на каком расстоянии ребенок слышит с индивидуальным слуховым аппаратом и без него. Теперь малыша учат соотносить звучание игрушки с каким-либо действием, т. е. под звучание барабана показать, как «идет» зайка, произнося та-та-та или топ-топ-топ; бубна — как «идет» собака, произнося ав-ав-ав; гармошки — как пляшет кукла — ля-ля-ля; под звучание дудки — как «едет» поезд — у_; металлофона — «летает» птичка — пи-пи-пи и т. д.

 

Когда ребенок начнет справляться с этим заданием, ему предлагается различить звучание двух игрушек, например барабана и дудки, барабана и гармошки. На звучание каждой из них малыш отвечает тем или иным действием: звучит барабан — малыш берет зайку и играет им, дудка — выбирает поезд и т. д. (рис. 12). Сначала неречевые звучания ребенок воспринимает слухо-зрительно и затем учится различать их на слух. Взрослый встает за спину ребенка или прячется за большую ширму, чтобы не было видно, на какой игрушке он играет. Расстояние выбирается такое, на котором ребенок хорошо слышит каждую из игрушек. Например, малыш слышит барабан на расстоянии более 4 м, а гармошку — 1,5 м; взрослый должен находиться от ребенка на расстоянии примерно 1 м, чтобы малыш хорошо слышал не только барабан, но и гармошку. По барабану в этом случае ударяют потише, Взрослый играет то на одной игрушке, то на другой. В ответ ребенок выбирает соответствующую звучанию игрушку. Когда ребенок уже начал действовать игрушкой, взрослый появляется перед ним, продолжая звучание. Малыш убеждается, что он услышал правильно, его хвалят. Если ребенок ошибся, то он сам увидит это.

 

 

Вначале малышу предъявляют две игрушки с констрастным звучанием, а затем игрушки, близкие по характеру звучания, например барабан — металлофон, гармошка — дудка и т. д. Постепенно увеличивается число звучащих игрушек, предлагаемых для различения, до 3—4 и более.

 

Одновременно с дифференциацией звучащих игрушек ребенка учат различать и воспроизводить длительность, темп, слитность и громкость звучаний1. Для этого организуются различные игры: машина (поезд, пароход) едет далеко (долго) и.близко (кратко) ; ребенок везет машину и произносит у_ или у2;

 

§ мишка (лягушка или др.) идет медленно и бежит; ребенок демонстрирует действие игрушкой и произносит: па_па_па_ или па-па-па-па;

 

§ зайка (мишка, кукла) прыгает высоко; демонстрацию действия ребенок сопровождает громким произнесением звукосочетаний ПА-ПА-ПА; прыгает низко — тихое произнесение: па-па-па.

 

Работа может проводиться так. Взрослый и ребенок с индивидуальным слуховым аппаратом садятся на пол. У малыша в руках машина. Взрослый произносит у_ и руками ребенка везет машину «далеко». Затем он произносит у и помогает малышу чуть-чуть провезти машину. Взрослый в разной последовательности произносит то долгий, то краткий звук и учит ребенка провозить машину и произносить в момент ее движения у_ или у. Когда ребенок начинает справляться с этим заданием при восприятии звучаний слухо-зрительно, можно переходить и к различению на слух.

 

Сначала взрослый дает малышу послушать, как звучат долгий и краткий звуки. Для этого, закрыв лицо экраном (листом бумаги), он произносит долгий звук у_и провозит машину далеко, а затем краткий — у и незначительно продвигает машину. Это упражнение проводят 1—2 раза. Затем взрослый в разной последовательности, закрыв лицо экраном, воспроизводит то краткие, то долгие звуки, а малыш слушает и в ответ воспроизводит звучание и совершает соответствующее действие с машиной. Если он ошибается, то взрослый открывает лицо и повторяет звучание, которое ребенок воспринимает слухо-зрительно (т. е. слушает и видит губы), а затем помогает ему правильно провезти машину. Аналогично ребенка учат различать темп звучаний: кукла (ляля) идет — па__па_па или бежит — па-па-па, зайка прыгает медленно — па_па_па или быстро — па-па-па и т. д.

 

Приступая к различению громкости звучаний, нужно проверить, звук какой минимальной интенсивности слышит ребенок. Это и будет самый тихий звук. Малыша учат отличать этот звук (или несколько более громкий) от громкого. Необходимо следить за тем, чтобы громкий звук не вызывал отрицательных реакций. Если малыш морщится, хватается за уши, значит, нужно воспроизводить более тихие звуки. Помимо этого, следует обратиться к сурдологу по поводу того, что в аппарате малышу неприятны громкие звуки. Специалист поможет отрегулировать аппарат таким образом, чтобы у ребенка не возникало неприятных ощущений при громких звуках.

 

В качестве источника звука при различении длительности, темпа, слитности и громкости звучаний выступает не только голос взрослого, но и звучащие игрушки, из которых извлекают соответственно долгое и краткое, быстрое и медленное, слитное и неслитное, тихое и громкое звучания. В ответ ребенок выбирает игрушку, действует с нею в соответствии с характером звучания и произносит звукосочетания (как может). Еще раз подчеркнем, что вначале малыш различает звучания слухо-зрительно, т. е. слышит звук и видит действие соответствующей игрушки или сам источник звука, затем он слушает образец звучания и, наконец, самостоятельно различает звучания на слух. Каждый раз в случае ошибки взрослый убирает экран и предлагает малышу звучание на слухо-зрительной основе.

 

Работа по различению на слух разнообразных звучаний проводится в основном с индивидуальным слуховым аппаратом. Если ребенок слышит звучания без аппарата не менее чем на 0,5— 1 м, то надо учить его различать их и без аппарата. Произносить слоги и играть на звучащей игрушке следует на том расстоянии, с которого малыш хорошо их слышит. Особенно внимательным нужно быть при различении громких и тихих звуков. Звучания воспроизводятся на том расстоянии, на котором ребенок слышит тихие звуки. В противном случае упражнение превратится в игру «слышу — не слышу», так как восприниматься будут только громкие звуки. Итак, в ходе специальной работы формируется неречевой и речевой слух малыша. Развивающееся слуховое восприятие позволяет приблизить процесс становления произношения у ребенка с нарушенным слухом к тому, как он протекает у нормально слышащих детей.

 

 

 

 

 

 

 

  • Лайк 1
Ссылка на сообщение
  • 4 месяца спустя...

Вопрос: ребенок однозначно слышит в слуховых аппаратах. Занимаемся, реакцию на звук закрепляем, но интереса к звукам вообще нет. Услышал - повернулся. Увидел маму - радуется, а на пищащую игрушку вообще ноль внимания. Как заинтересовать?

 

 

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...