Перейти к контенту
Пространство слуха -товары для людей с потерями слуха и зрения -интернет магазин

Глобальное чтение.


Тамара Николаевна

Рекомендуемые сообщения

Тамара Николаевна

1.Леонгард Э.И. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. Часть I. — М.: ООО «Полиграф сервис», 2002. — 80 с. (Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве)

 

Первый этап овладения чтением и письмом - этап глобального восприятия письменных табличек и глобального воспроизведения слов при письме. Вы хорошо знаете, что в этот период дети соотносят таблички с некоторыми предметами и да свойствами, выполняют по письменному слову несложные действия. Дети еще не умеют читать в общепринятом смысле - они воспринимают таблички целостно, различают их между собой по каким-то признакам, которые выделяются ими самими. Эти признаки, очевидно, персональны: один малыш ориентируется на одни элементы слова, другой - на другие и т.д.

 

Из наших заданий вы знаете, что сначала дети узнают слова на табличках только при выборе - при выборе из двух предметов, затем - из трех, четырех и т.д. Постепенно количество предметов и слов для выбора увеличивается. Этот этап называется различением.

 

На следующем этапе дети понимают значение написанного на табличке слова или предложения тогда, когда перед ними нет ни предметов, ни картинок, которые соответствуют данным словам.

 

Этот этап называется опознаванием.

 

На этапе опознавания слов (словосочетаний, предложений) в письменной форме на уровне глобального восприятия дети начинают писать некоторые слова, самые простые и короткие.

 

Как вы знаете, дети пишут фломастерами (ни в коем случае не ручками!) на нелинованных листах бумага; размер букв и распределение слова на листе не ограничивается никакими рамками и правилами. Напоминаем, что в этот период ребенок читает еще глобально. Поэтому и пишет малыш пока тоже глобально: он списывает или пишет наизусть не последовательность букв, а как бы рисует нечто цельное, состоящее из отдельных элементов; потом он подносит свой «рисунок»-слово к определенному предмету.

 

 

2.Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. - М.: Просвещение, 1995

Начало обучения грамоте. При значительных снижениях слуха даже в условиях ранней интенсивной коррекционной работы не удается сформировать полноценного восприятия речи на слухо-зрительной, а тем более на слуховой основе. Для ребенка затруднено, а порой и невозможно восприятие отдельных звуков и слогов в потоке речи. Вследствие этого он испытывает значительно большие, чем слышащий ребенок, трудности в овладении звуко-слоговым составом слова и грамматическими формами (предлоги, союзы, окончания и т. д.). Усвоение структуры слова и грамматического строя речи — процесс длительный и сложный даже для слышащего ребенка. Но если он на основе полноценного слухового восприятия речи окружающих постепенно овладевает этими элементами языка, то ребенок даже с незначительным снижением слуха нуждается в дополнительной опоре, в качестве которой выступает письменная речь. Она дает возможность неслышащему ребенку, вне зависимости от состояния его слуха и произносительных навыков, полноценно воспринимать (чтение) и воспроизводить (письмо печатными буквами — с 3—4 лет) речь.

 

Именно поэтому очень важно рано начинать обучение грамоте. Широкое использование письменной речи позволит обогатить и словарный состав речи ребенка. Умение малыша читать и писать значительно расширяет возможности коррекционной работы.

 

В первые 3—4 месяца занятий взрослый пользуется только устной речью, сопровождающейся естественными жестами. За это время нужно научить малыша сосредоточиваться, следить за игрушкой, смотреть на тот предмет, который показывает взрослый, узнавать предметы на картинках. Затем и на занятиях, и в повседневном общении начинают использоваться письменные таблички, которые включаются в работу с детьми не младше 1,5 лет.

 

Таблички пишутся печатными буквами высотой примерно 1,5—2 см, шириной 1 —1,2 см, расположенными на небольшом расстоянии друг от друга, на одинакового размера полосках плотной бумаги, лучше картона. Таблички должны быть написаны одинаковым шрифтом, фломастером или тушью одного цвета, лучше черного, чтобы ребенок ориентировался на написанное слово (фразу), а не на внешний вид таблички. Фраза располагается на одной строчке без переноса слов. При произнесении слова(фразы) табличка держится у подбородка, чтобы были хорошо видны и написанное, и губы говорящего (рис. 7).

 

Вначале в работу включаются таблички со словами-приветствиями: привет, пока. Таблички помещаются около двери в двух кармашках или на наборном полотне. Сначала они находятся на постоянном месте: одна справа, другая слева. Когда ребенок научится выбирать из них нужную, в течение дня их несколько раз меняют местами, чтобы малыш ориентировался на написанное слово, а не на место таблички в кармашках. Кто бы ни пришел, ребенок здоровается с ним — произносит, как может, привет, пользуясь при этом естественным жестом. Позже, сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно, выбирает из табличек нужную и показывает ее вошедшему, вновь говоря привет. Точно так же ребенок прощается со всеми уходящими. Во время игр и занятий малыш приветствует каждую появляющуюся игрушку и прощается с ней, когда ее убирают. При этом он выбирает нужную табличку из двух выложенных перед ним.

 

Затем на занятиях начинают использоваться таблички со словами-поручениями, например: на физкультурных занятиях — иди, беги на занятиях по обучению действиям с предметами — надень, сними, покажи; на занятиях по изобразительной деятельности — рисуй, лепи, построй; на музыкальных занятиях — пляши, хлопай. В общении и на всех занятиях используются также таблички дай, убери, встань, сядь, слушай, верно, неверно, молодец, помоги, открой, закрой и т. д. При этом в ходе занятия или в общении, при возникновении необходимости использовать данные слова (т. е. когда ребенок побуждается к тому или иному действию, когда оценивается результат), взрослый подносит табличку к своему подбородку и произносит слово, фразу.

 

По мере того как ребенок начнет понимать то или иное слово-поручение в письменном виде, оно предлагается ему уже устно, без таблички. При этом, когда малыш начинает действовать, взрослый хвалит его и в подтверждение правильности выполнения задания показывает написанное слово или фразу.

 

Следует знать, что часть детей раньше начинает узнавать слова в устной речи, чем в письменной (по табличке). Чтобы подготовить таких детей к обучению чтению, целесообразно использовать иной прием: взрослый показывает написанное слово или фразу молча и только тогда, когда ребенок начинает действовать, произносит его.

 

Одновременно с использованием табличек со словами-поручениями ребенка начинают специально учить соотносить табличку-название с часто употребляемыми и знакомыми словами: используются 4—5 названий любимых игрушек, 2—3 названия посуды, еды, мебели, одежды, частей тела и т. п. Эта работа проводится следующим образом. Перед ребенком кладутся два предмета или картинки, их изображающие, например дом и рыба. Взрослый держит у подбородка табличку и произносит слово дом, а ребенок показывает на соответствующий предмет или картинку. Взрослый дает ему табличку, которую его рукой кладет к предмету (картинке) (рис. 8, 9). Затем такая же работа проводится со вторым словом. После этого взрослый дает малышу второй экземпляр таблички дом, прочитывает ее и рукой ребенка подкладывает под первую табличку. Он сравнивает обе таблички, обращая внимание на то, что они одинаковые, показывает, что табличку дом нельзя подкладывать к рыбе. Затем такие же действия проводятся со вторым словом. Взрослый берет одну табличку, например рыба, и вместе с ребенком ищет в комнате других рыб - картинки, игрушки, подкладывая к каждой из них данную табличку. Так -же поступают и со вторым словом.

 

Обучение подкладыванию табличек-дубликатов проводится в течение нескольких дней. При этом предметы и картинки, к которым они подбираются, ежедневно меняются, т. е. взрослый предлагает изображения разных домов, рыбок, привлекает разнообразные игрушки. Затем используются новые пары, например, мама и имя ребенка (используются фотографии), мяч и зайка, кофта и чашка, шапка и тарелка.

 

Когда ребенок научился подкладывать таблички к образцу, его учат находить нужную подпись самостоятельно. Взрослый дает малышу табличку, например мяч, и предлагает подложить ее к нужному предмету или, наоборот, выкладывает перед ребенком таблички и предлагает подложить к ним соответствующие картинки или предметы. Вначале малыш учится соотносить табличку с предметом (картинкой) в условиях выбора из 2, затем — из 3 и более. По мере того как ребенок овладевает умением соотносить табличку с предметом при ограниченном выборе — из 2—3, его учат находить по табличке соответствующий предмет, картинку, которые находятся не перед его глазами, а в комнате, на улице.

 

Следует помнить, что на табличках вначале предлагаются слова, уже знакомые малышу, поэтому взрослый показывает табличку молча. Лишь после того как ребенок подложит ее к предмету (картинке), взрослый произносит слово, написанное на ней, и проверяет вместе с малышом, правильно ли он выполнил задание. Каждая табличка после того, как она подложена, прочитывается: вначале читает взрослый, ведя пальцем под табличкой, затем ребенок вместе со взрослым ведет своим пальцем под табличкой и «читает» ее, т. е. произносит слово, как может. Чтение осуществляется по слогам (но не по звукам), произнесение которых несколько замедленно. Хорошо знакомые таблички малыш должен «читать» самостоятельно: сам ведет пальчиком под табличкой и произносит слово или фразу.

 

С того времени, как на занятиях начали использоваться таблички, каждое новое слово предлагается ребенку не только устно, но и письменно (на табличке). Помимо этого в доме «подписываются» предметы, с которыми чаще всего встречается ребенок, т. е. прикрепляются таблички к мебели, игрушкам, посуде и т. п. По мере того как ребенок усваивает слово в устной и письменной форме, таблички убираются.

 

За 1 —1,5 года ребенок усваивает не менее 20—30 табличек, которые он узнает в любой ситуации. Если взрослый в комнате показывает табличку мыло, малыш, «прочитав» ее, должен найти мыло в ванной. Многие дети за этот срок овладевают значительно большим количеством табличек.

 

Детей старше двух лет следует учить составлению слов из разрезной азбуки. Эта работа начинается после того, как малыш научится различать первые 10—15 табличек. Сначала ребенок составляет слово по табличке-образцу. При этом взрослый дает ему лишь буквы, входящие в это слово. На этом этапе обучения сами буквы не называются. Ребенок подкладывает к картинке табличку, «прочитывает» ее, а затем собирает под ней слово из букв. Когда малыш начнет справляться с этим заданием, его учат составлять слово и по памяти, без образца. Начинать надо с хорошо знакомых, коротких слов: дом, мяч, шар, юла, мама и т. д. Можно предложить следующую примерную схему.

 

1-й этап.

 

Ребенок подкладывает табличку к предмету (картинке), «прочитывает» ее, табличка переворачивается (или закрывается), и он по памяти составляет слово. Затем табличка открывается, соотносится с составленным словом. После того как ребенок начнет справляться с этим заданием, можно переходить к следующему этапу.

 

2-й этап.

 

Ребенок самостоятельно называет предмет или картинку, а затем собирает слово из предложенных взрослым букв. Вначале это только буквы, составляющие данное слово, а затем — и «лишние», которые малыш должен отложить в сторону.

 

3-й этап.

 

Ребенок называет самостоятельно предмет или картинку, а затем составляет слово из разрезной азбуки, доставая из кармашков нужные буквы, выбирая их из всего алфавита.

 

Интересно для ребенка составлять слова, пользуясь магнитной азбукой (рис. 10). Не следует лишь пользоваться буквами на кубиках с картинками, которые отвлекают внимание ребенка, и он не может вычленить букву из слова.

 

Можно познакомить малыша и с буквенным обозначением звуков, которые он может произнести, например а, о, у, м, п, н, л. При этом называется звук, а не буква: м, а не «ом», п, а не «пэ», л, а не «эль» и т. д. Если ему нравятся занятия с буквами, можно немного потренироваться в чтении отдельных слогов. Например, на гранях кубика пишут слоги: па, по, пу, ма, мо, му. Кубик подбрасывается, и ребенок читает слог на верхней грани. Но не следует увлекаться этими упражнениями и перегружать ребенка, значительно полезнее чтение целых слов и составление их из букв.

 

Учить чтению нужно ежедневно: собирать из букв по одному слову каждый день.

 

Основной целью работы по развитию речи неслышащего малыша является формирование ее как средства общения. Для того чтобы устная речь глухого или слабослышащего стала средством в общении со слышащими, необходимо развивать ее восприятие и воспроизведение (произношение). Вопросам развития слуховой функции маленьких детей и формирования у них произносительной стороны речи посвящены две следующие главы.

 

 

Ссылка на сообщение
  • 3 недели спустя...

Уважаемая, Тамара Николаевна, применяется ли метод глобального чтения для детей после КИ? Например, при упражнении на различие животных или игрушек, можно ли предлагать ребенку карточки с подписями или лучше пользоваться просто картинками?

Ссылка на сообщение
Тамара Николаевна

Уважаемая мама Егора. Метод глобального чтения можно использовать для детей после КИ.

Предлагаю вашему вниманию ролик. Девочка с Синдромом Дауна,слышащая.

Мама,во время занятий использует все методы. В том числе и метод глобального чтения.

Изменено пользователем Гесеp
Ссылка на сообщение
  • 6 месяцев спустя...
Тамара Николаевна

Для обучения глобальному чтению можно использовать таблички,картинки и буквы. Я даю ребёнку столько букв,сколько их в слове. Сначала показываю,как составляем слово,а потом ребенок сам это слово составляет. Обращаю его внимание на то,что слово составляем с первой буквы.

Изменено пользователем Тамара Николаевна
Ссылка на сообщение

Здравствуйте Тамара Николаевна, я мама Давида, ему 2,5 года ребенок родился 6-месячным и я думаю на фоне проведенной терапии слух и упал. Ставят тугоухость 2 степени, на одно 55-60 Дб, на другое 60-65 Дб. Было лучше, молимся чтобы не упал еще. Ходим неделю в аппаратиках раньше советовали не одевать хотя я сейчас очень жалею. Возможно задам вопрос не по теме, но не знаю куда к Вам обратиться. Рассажите по Вашей третьей книжке как правильно заниматься? Каждый день по уроку или может один урок несколько дней подряд чтобы ребенок научился говорить звук. Вчера начали заниматься сейчас Давида улаживаю спать и колыхаю, а он руку к груди прилаживает и повторяет, ему нравится. Спасибо!

Изменено пользователем Алла
Ссылка на сообщение
Тамара Николаевна

Здравствуйте , Алла.

Вы можете увидеть адрес электронной почты и мой телефон на моём сайте. Можете мне написать или позвонить.

Можете задавать вопросы тут- я захожу каждый день.

По третьй книге - работаете по уроку. Если ребенок называет звук - автоматизируете этот звук в речи и переходите к другому уроку.

Сейчас ваша задача-

1- Формирование произношения- постановка и автоматизация звуков.

2- Расширение словарного запаса.

3-Развитие слухового восприятия с аппаратом и без аппарата.

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...