Перейти к контенту
Пространство слуха -товары для людей с потерями слуха и зрения -интернет магазин

Православное служение глухим


Татиана

Рекомендуемые сообщения

  • Ответы 76
  • Создана
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

  • о.Виссарион

    28

  • Татиана

    19

  • Эльф

    4

Лучшие авторы в этой теме

Загружено фотографий

ГЛАС БОЖИЙ УСЛЫШАТ ВСЕ!

 

 

 

19 января в Тульском социально-реабилитационном предприятии Всероссийского общества глухих впервые прошел обряд освящения воды.

 

 

 

Несмотря на то, что почти все присутство- вавшие на освящении воды - инвалиды по слуху, во время обряда по их глазам было заметно, что все происходящее им очень интересно, что они хотят понять, о чем говорит священник. Как сказал проводивший освящение отец Иоанн, «у нас в городе уже давно пора проводить богослужения на языке глухих». Конечно, обычному человеку, не владеющему навыками сурдопереводчика, с несовершенной артикуляцией (многие глухие читают по движениям губ), невероятно сложно проповедовать Слово Божие. Но Слово, переданное даже языком жестов, «богодухновенно и действенно». И, глядя на лица людей в зале, без труда можно было понять, насколько им нужна вера. В наше время, когда действует закон «каждый сам за себя», очень трудно услышать и понять другого человека. Но в этот день каждый работник предприятия нашел для себя то, чего ему так не хватает, - понимание и любовь. После обряда освящения воды и окропления помещения священник отец Иоанн преподнес в дар Тульскому социально-реабилитационному предприятию Всероссийского общества глухих икону, которую приняли с благодарностью. Мы попросили рассказать об этом важном событии в жизни христиан - инвалидов по слуху советника президента ТО ВОГ Дмитрия САФОНОВА: - Я сам верю в Бога, как и любой добропорядочный христианин. Поэтому и родилась такая идея: провести первый в Туле обряд освящения воды специально для слабослышащих людей. К сожалению, в силу их ограниченных возможностей, они не могут посещать обычную церковь. Поэтому мы пригласили сурдопереводчика, который переводил весь обряд освящения воды, все слова отца Иоанна, которые он говорил людям. Такое событие для Тулы - большая редкость, но я уверен, что наши христианские встречи в Тульском социально-реабилитационном предприятии Всероссийского общества глухих станут хорошей традицией. Я понимаю, что общение с Богом имеет огромное значение для работников предприятия - людей с ограниченными возможностями. Они знают, что Бог есть, верят в него, но не могут полноценно общаться. И в этом им нужно помогать так же, как и во многом другом!

 

По словам Дмитрия Сафонова, советника президента ТО ВОГ, первый тульский опыт богослужения на жестовом языке найдет свое логическое продолжение. Ведь слабослышащие люди - те же христиане, с которыми тоже можно установить контакт и общаться. В скором времени для них будут организованы воскресные встречи для изучения Закона Божьего, Священного Писания и богослужения, а сами инвалиды по слуху смогут принять участие в тематических вечерах, организованных Обществом глухих, посетить христианские выставки. Обряд освящения воды стал великим праздником для всех, кто своим трудом и молитвами готовил его. И такие службы в Тульском социально-реабилитационном предприятии Всероссийского общества глухих с этого дня будут проходить регулярно.

 

Сергей БИРЮК

Ссылка на сообщение
  • 4 недели спустя...
  • 2 недели спустя...

Позволите ли вы, уважаемые форумчане, размещать ссылки об обновлениях на сайте Екатеринбургской общины? Изменения пока будут только в новостном разделе, другие в разработке. Заранее прошу прощения за ляпы.

Ссылка на сообщение
Позволите ли вы, уважаемые форумчане,  размещать ссылки об обновлениях на сайте Екатеринбургской общины? Изменения пока будут только в новостном разделе, другие в разработке. Заранее прошу прощения за ляпы.

Милости просим!!! :rolleyes:

Ссылка на сообщение
  • 3 недели спустя...
диакон Валентин

Статья из газеты "Церковный Вестник"

 

Божественная литургия на языке жестов

 

О существовании людей, лишенные слуха, мы вспоминаем нечасто. Как правило, в октябре, когда проходит Неделя глухонемых, газеты и телевидение посвящают их жизни несколько материалов. А затем — молчание до следующего октября. И лишь выпуски теленовостей — сейчас даже без сурдопереводчика, просто с бегущей внизу экрана строкой текста — напоминают нам об этой категории людей.

С 1991 года в Москве при храме Тихвинской иконы Божией Матери, который располагается на территории Симонова монастыря, существует православная община инвалидов по слуху и зрению. Мы беседуем с настоятелем храма священником Андреем Горячевым, окормляющим эту общину.

— Отец Андрей, почему инвалиды по слуху и зрению обрели свой дом именно в Симоновом монастыре?

— Начиналось все с того, что неслышащие люди, как и многие из нас — слышащих и говорящих, в начале 90-х годов стали стремиться к духовному осмыслению своей жизни, к познанию Бога. Но в связи с тем, что инвалиды по слуху не имеют возможности слышать на богослужении слово Божие, они испытывали на этом пути значительные сложности. Преграды разрушил Святейший Патриарх, благословив начало духовного окормления этой категории людей на территории Симонова монастыря. Храм Тихвинской иконы Божией Матери был выбран для этих целей не случайно. Во-первых, он расположен в центре Москвы, около станции метро «Автозаводская», и добраться до нас легко от любого вокзала. Во-вторых, учитывались архитектурные особенности нашего храма. Он бесстолпный, то есть не имеет перегородок, которые бы мешали неслышащему человеку воспринимать службу глазами. Вокруг храма нет предприятий, создающих шумовые помехи для работы слуховых аппаратов, а также оживленного потока автомашин и сложных переходов через улицу.

Изначально здесь планировалось создать духовно-реабилитационный центр для инвалидов по слуху и зрению с единой системой образования и профессиональной подготовки инвалидов: детский сад — школа — училище. Планировалось также создать специальную службу по уходу за пожилыми неслышащими людьми, которые не могут самостоятельно вызвать себе даже «скорую помощь». Однако пока этот проект так и не осуществился. Тем не менее сейчас ведется определенная работа в этом направлении. Несколько наших прихожан-инвалидов по слуху и двое слышащих прихожан, которые обучены жестовому языку, окончили курсы по подготовке младших медицинских сестер по уходу за больными при Свято-Димитриевском училище сестер милосердия. Таким образом, у нас закладывается задел для организации патронажной помощи инвалидам по слуху и зрению.

— Наверное, ваш приход по многим параметрам можно считать неординарным?

— Да, это так. Во-первых, у нас нет прихожан, которые живут рядом, как это обычно бывает в приходских храмах. Наши прихожане живут по всей Москве, приезжают к нам из дальних уголков Московской области и близлежащих областей — Калужской, Тульской, Тверской. Поэтому каждый из прихожан, регулярно посещая службы, совершает определенный духовный подвиг. Многие, чтобы попасть на службу к 9 часам утра, выходят из дома в 5—6 часов и вместе с детьми едут сначала на пригородной электричке, а потом на метро. Дорога в одну сторону занимает у них 3—4 часа.

— А каковы особенности проводимых у вас богослужений — с учетом того, что прихожане не слышат голос священника?

— Службы одновременно голосом и жестами во всей богослужебной полноте проводятся у нас с 11 декабря 1995 года, когда был освящен южный придел в честь основателя монастыря святителя Феодора Симоновского. Священник ведет службу, стоя лицом к прихожанам. Царские врата у нас невысокие, чтобы прихожане могли видеть все, что происходит во время богослужения.

— Я слышала, что и исповедуете вы за специальной ширмой?

— И это тоже отличает нас от других храмов. Неслышащий человек чувствует себя защищенным в таком маленьком помещении, где он остается один на один с Богом и священником. Но самое главное, здесь сохраняется тайна исповеди. В других городах, где по нашему примеру тоже начали духовное окормление слабослышащих людей, пользуются услугами сурдопереводчика для перевода и Божественной литургии, и исповеди, — что, с моей точки зрения, неправильно. Я думаю, что священник, имеющий дерзновение окормлять неслышащих и слабослышащих людей, должен в первую очередь овладеть языком их общения.

— Где вы обучались жестовому языку?

— В центре реабилитации неслышащих людей в экспериментальной группе профессора Зайцевой. Обучали нас — говорящих и слышащих людей — неслышащие педагоги. Они закончили дефектологический факультет педагогического института и впоследствии прошли обучение за рубежом. И для них и для нас это был первый опыт. Переступая порог класса, мы как бы теряли свой голос — то есть не говорили на обычном языке. Между собой мы тоже старались общаться только при помощи жестов — во многом неправильных, бытовых, но все это присуще и неслышащим детям, которые начинают свое познание окружающего мира. Возможно, именно поэтому обучение было очень успешным.

— Тяжело ли священнику работать с глухонемыми людьми?

— Прежде всего, я хочу подчеркнуть, что некорректно называть неслышащих людей немыми. Дело в том, что всех их в школе или интернате учат владеть своим голосом, и при необходимости они могут говорить — кто-то лучше, кто-то хуже. Но из-за того, что по окончании школы они общаются большей частью только в своей среде при помощи жестов, они постепенно утрачивают голосовую практику. Конечно, с такими людьми священнику работать намного сложнее, потому что и физиологически, и психологически инвалиды по слуху не такие, как мы. Сознание неслышащих людей, в отличие от говорящих, изначально формируется в отсутствие слова, без опоры на те психологические связи в центральной нервной системе, которые образуются при словесном общении. Поэтому эти люди имеют особенности и в мышлении, и в восприятии обращенной к ним речи. Все они очень ранимы и нуждаются в большем внимании и участии. Священнику нужно много физических и духовных сил, чтобы поговорить с таким человеком. Фактически каждая исповедь превращается в индивидуальную катехизаторскую работу. Дело в том, что, в силу особенностей восприятия и психологии, общие поучения о Законе Божием и нравственности, общие проповеди, которые произносятся с амвона, не воспринимаются слабослышащим человеком, как обращенные конкретно к нему. Поэтому священнику приходится идти иным путем.

Неслышащие люди из-за болезни органов слуха, которые неразрывно связаны с вестибулярным аппаратом, очень метеозависимы. Их внутреннее состояние, работоспособность во многом обусловлены состоянием окружающей среды. К этому тоже нужно относиться с пониманием, потому что порой с их стороны бывают на первый взгляд необъяснимые эмоциональные всплески, которые на самом деле вызваны только плохой погодой. В общем, различных тонкостей в работе с неслышащими и слабослышащими людьми много.

— Кто помогает вам во время службы?

— Мне помогают два диакона, которые являются неслышащими людьми. Оба они выпускники Свято-Тихоновского богословского университета. Всего восемь наших прихожан окончили этот университет. Двое из них, которые помогали раньше в качестве алтарника и чтеца-сурдопереводчика, по благословению Святейшего Патриарха были рукоположены в сан диакона. И теперь они помогают совершать богослужение. У них нелегкий крест. Диакон произносит текст и параллельно показывает его жестами. И так, чередуясь со священником, на протяжении всей многочасовой службы. Когда преподаватели курсов, где я обучался, увидели их служение, то были просто поражены. По нормам переводчиков-синхронистов после

30-минутного перевода на жестовый язык положен отдых.

— Как удалось перевести Божественную литургию на язык жестов? Кто вам в этом помогал?

— Это было очень сложно. Язык жестов состоит из знаков и букв, которые передаются при помощи различной конфигурации пальцев. Одно и то же слово можно «сказать» и по буквам, и единственным жестом. Дактильный способ — когда слово «пишется» буквами — длиннее, утомительнее для восприятия. Поэтому стараются разговаривать жестами — так и речь активнее, и напряжение меньше. И первое, с чем мы столкнулись, это то, что в языке жестов не существовало знаков, которые бы соответствовали богослужебным текстам. К тому же у неслышащих людей конкретное мышление превалирует над абстрактным, а ведь многие понятия во время службы требуют их абстрактного восприятия. Поэтому создавать жестовый богослужебный язык было непросто. Нам активно помогали сами неслышащие прихожане. Много сил было потрачено на то, чтобы подробно объяснить смысл каждого слова Божественной литургии и совместно с неслышащими подобрать тот правильный жест, который бы соответствовал глубинному значению этого слова и адекватно передавал его. В итоге такой язык был создан. И то, что он «работает», подтверждают те инвалиды по слуху, которые приезжают к нам из других городов. Они понимают все, что происходит во время службы.

Однажды к нам приехали учащиеся школы-интерната из Тамбовской области вместе с педагогами. Конечно, нельзя сказать, что эти дети никогда не были в храме, но они не были знакомы с той информацией, которая дается во время богослужения. По сути, эти дети впервые увидели богослужебные жесты, но их сердца так откликнулись на это, что умудренные опытом педагоги и наши прихожане со слезами на глазах наблюдали, как они молились в едином порыве. Это доказательство того, что жесты, которые используются во время службы, понятны всем неслышащим людям.

— Наверное, у вас и хор особенный?

— Дело в том, что у нас нет хора как такового. У нас все иначе происходит. Мы даже думаем, что наши богослужения чем-то похожи на те, что совершались в апостольские времена, потому что у нас все прихожане принимают активное участие в службе. Раньше у нас был хор, но когда я наблюдал за прихожанами, то понимал, что во время пения они чувствовали себя неполноценными, ущербными здесь, в храме Божием — фактически в их доме, который благословили для их духовного окормления. Получалось, что владеющие голосом люди участвовали в службе, а инвалиды были сторонними наблюдателями. Еще важнее было то, что при этом терялся духовный молитвенный ритм всего богослужения. Ведь служба идет без перерыва, а в присутствии хора получалось так, что временной отрезок, в течение которого звучало песнопение, не соответствовал его жестовой передаче. Не было синхронности, возникал разрыв. А сейчас прихожане вместе с диаконом и чтецом-сурдопереводчиком активно проговаривают все части богослужения, которые в обычном храме исполняет хор, и получают огромную духовную силу. Наши прихожане службу знают порой намного лучше, чем слышащие люди.

— Отец Андрей, но ведь среди прихожан храма есть не только инвалиды по слуху, но и по зрению. Как они понимают то, что происходит во время службы?

— Вы знаете, когда на богослужение в храм впервые пришла группа слепоглухих, это произвело на всех очень сильное, почти шоковое воздействие. Именно тогда наши неслышащие прихожане поняли, что есть люди, которым еще тяжелее, чем им, и они сразу начали им помогать. Дело в том, что слепоглухие люди общаются, «считывая» движение пальцев собеседника по ладони и отвечая тем же способом. И вот наши неслышащие прихожане, глядя на меня или на диакона и повторяя руками те жесты, которые соответствовали службе, доводили эту информацию до слепоглухих. Сейчас у нас, по милости Божией, есть много специальных резных икон для незрячих людей, и многие приходят и с особым благоговением и нежностью «читают» эти иконы.

— Отец Андрей, что бы вы назвали самым главным в пастырской работе с неслышащими людьми?

— Главное, что удалось разорвать казалось бы непреодолимую преграду в межличностных отношениях между неслышащим человеком и человеком слышащим и говорящим. Теперь неслышащий может ориентироваться в богослужении в обычном храме. Он может исповедаться у обычного священника, донести до него свою информацию и воспринять обращенную к нему речь.

За последние несколько лет число наших прихожан возросло более чем в три раза. И все мы ощущаем себя единой, дружной семьей.

Подготовила Светлана Рябкова

Ссылка на сообщение
— Я слышала, что и исповедуете вы за специальной ширмой?

— И это тоже отличает нас от других храмов. Неслышащий человек чувствует себя защищенным в таком маленьком помещении, где он остается один на один с Богом и священником. Но самое главное, здесь сохраняется тайна исповеди. В других городах, где по нашему примеру тоже начали духовное окормление слабослышащих людей, пользуются услугами сурдопереводчика для перевода и Божественной литургии, и исповеди, — что, с моей точки зрения, неправильно. Я думаю, что священник, имеющий дерзновение окормлять неслышащих и слабослышащих людей, должен в первую очередь овладеть языком их общения.

 

Наглядная картиночка, как идет в Симонове исповедь за специальной ширмой.

Ссылка на сообщение
Хочу добавить, что служители вышеупомянутой епархии будут переиздавать молитвослов изданый в Петербурге, что нам конечно очень приятно :)

а что это за молитвослов?

Ссылка на сообщение
Молитвослов для людей с нарушениями слуха изданный нами в 2004 (100 экз) а затем ещё в 2005 г(1000 экз).

а чем он отличается от обычного? :huh:

Ссылка на сообщение
— Отец Андрей, но ведь среди прихожан храма есть не только инвалиды по слуху, но и по зрению. Как они понимают то, что происходит во время службы?

— Вы знаете, когда на богослужение в храм впервые пришла группа слепоглухих, это произвело на всех очень сильное, почти шоковое воздействие. Именно тогда наши неслышащие прихожане поняли, что есть люди, которым еще тяжелее, чем им, и они сразу начали им помогать. Дело в том, что слепоглухие люди общаются, «считывая» движение пальцев собеседника по ладони и отвечая тем же способом. И вот наши неслышащие прихожане, глядя на меня или на диакона и повторяя руками те жесты, которые соответствовали службе, доводили эту информацию до слепоглухих. Сейчас у нас, по милости Божией, есть много специальных резных икон для незрячих людей, и многие приходят и с особым благоговением и нежностью «читают» эти иконы.

Как у нас в Симонове глухие прихожане помогают переводить слепоглухим...

Ссылка на сообщение
  • 4 недели спустя...
о.Виссарион

Саранск. 2 мая прошла пасхальная литургия для инвалидов по слуху

 

2 мая в 8.30 в Свято-Предтеченской церкви в столице Мордовии впервые состоялась пасхальная литургия и крестный ход с сурдопереводом для саранских инвалидов по слуху. Как сообщил корреспонденту ректор Духовного училища протоиерей Александр Пелин, группа молодежи из Духовного училища около года обучалась мастерству сурдоперевода. Это связано с тем, что многие глухие уходят в секты, в которых есть сурдопереводчики. На литургию были приглашены представители Министерства соцзащиты РМ.

Ссылка на сообщение
Саранск. 2 мая прошла пасхальная литургия для инвалидов по слуху

Очень приятно!!!

Спаси всех молодых из Духовного училища Господь за то, что согласились выучить ЖЯ... Это бесценный подвиг, который следует оценить...

Ссылка на сообщение
о.Виссарион

Мир всем! В новостях сайта Екатеринбургской православной общины вы можете прочитать заметку о паломничестве глухих прихожан в Тобольск.

 

Ссылка на сообщение
Мир всем! В новостях сайта Екатеринбургской православной общины вы можете прочитать заметку о паломничестве глухих прихожан в Тобольск.

Полюбовалась сайтом, растет и развивается... Как хорошо!

Поклоны нижайшие о.Донату и всем нашим братьям-сестрам... :(

Ссылка на сообщение
о.Виссарион

Мир всем! Смотрите новые сообщения на сайте Екатеринбургской общины. Прошу прощения за молчание - очень мало свободного времени.

Ссылка на сообщение
  • 3 недели спустя...
В ШКОЛЕ ДЛЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО УЧЕБНОГО ГОДА ПРОВОДИЛИСЬ УРОКИ ПРАВОСЛАВИЯ.

Замечательная статья! Какое доброе и нужное дело - проводить в школе уроки православия!!! Низкий поклон Кузнецовой Тамаре Ивановне - Переводчику от Бога и с Большой буквы.

Хочется надеяться, что ее примеру последуют все школы-интернаты для глухих и слабослышащих детей! :rolleyes:

Ссылка на сообщение
  • 2 недели спустя...

В Томске группа студентов семинарии вместе с переводчиком уже довольно долго занимаются духовно-просветительской работой с глухими. Имеется опыт проведения служб (перевод литургии переводчиком), бес. По приглашению владыки Ростислава я сегодня отправляюсь в Томск, чтобы с помощью Божьей помочь, поделиться опытом, послужить. Интересно, что я еду в одном поезде вместе с Евгением Морозовым, семинаристом который и занимается миссионерской работой. Прошу у всех молитв о благополучной и плодотворной поездке.

Ссылка на сообщение

Не знаю как правильно пожелать удачи по Православному :P пусть все у вас получится.Про ДВ не забудьте там рассказать-у нас с Томска вроде еще никого не было :D

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...