Перейти к контенту
Пространство слуха -товары для людей с потерями слуха и зрения -интернет магазин

Марина Тимофеевна Семенова


Рекомендуемые сообщения

Кшесинская никогда не теряла великолепной физической формы. В 1936 году в возрасте 64 лет она с триумфом танцевала «Русскую» на лондонском благотворительном концерте. Надолго расстаться со сценой ей не могла помешать даже беременность. Балерина вспоминала, как танцевала на шестом месяце. Главной заботой было тщательно продумать костюмы и избежать позы в профиль, чтобы сидевшая в первом ряду императорская чета не заметила изменившегося контура фигуры. По танцу же ее положения заподозрить было невозможно: множество пируэтов, быстрый темп –– все было выполнено, как всегда, безукоризненно. Роды были тяжелыми и едва не унесли жизни матери и сына, но через два месяца Кшесинская, как ни в чем не бывало, вышла на сцену.

 

Кшесинская не осталась одна. Николай перепоручил ее заботам своего двоюродного брата Великого князя Сергея Михайловича. Он и стал ее любовником. Покровительствовали маленькой балерине и старшие великие князья, братья покойного императора, одаривая ее драгоценностями. ВЫДАЮЩЕЙСЯ балериной она стала не только благодаря благосклонности царской фамилии, а в первую очередь из-за своего таланта. В русском балете тогда безраздельно царили итальянки во главе с Пьериной Леньяни. В результате 8-летнего(!) противостояния Кшесинская выжила иностранных гастролерш с русской сцены! Матильда танцевала с неисчерпаемой энергией, пикантностью, блеском, шиком, несомненной женственностью и непреодолимым обаянием. Во всех ролях она блистала в буквальном смысле: выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями: бриллиантами, жемчугами, сапфирами... Даже нищенку в «Пахите» Матильда танцевала в ожерелье из крупного жемчуга и в бриллиантовых серьгах! Говорили, что чуть ли не половина лучших драгоценностей Фаберже находилась в шкатулке балерины...Со своими конкурентками на сцене (в первую очередь итальянками) Кшесинская расправлялась при помощи своих великих покровителей, конфликтовала с руководством театров, и в конце концов даже директор Императорских театров князь Волконский подал в отставку!

Ссылка на сообщение
  • Ответы 109
  • Создана
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

  • Евдокия

    100

  • Mothaika

    2

  • blondex

    2

  • Джулия Робертс

    2

Лучшие авторы в этой теме

А затем последовал бурный роман с Великим князем Андреем Владимировичем, двоюродным братом Николая. Кшесинская была старше его на шесть лет. Андрей приезжал к ней - на репетиции, домой, на дачу в Стрельне.

 

Осенью 1901 г. Матильда и Андрей отправились в Италию и Францию. После этого путешествия Матильда забеременела и в июне 1902 г. родила сына Владимира.

 

У Ксешинской уже был дворец на Кронверкском проспекте, роскошная дача в Стрельне, превосходящая комфортом царский дворец, куча драгоценностей, но ее волновало только место балетной примы в театре. Но первенство начало ускользать...

 

В 1904 году она решила уйти со сцены, но потом после долгих уговоров возвращалась туда на отдельные спектакли. А в 1908-ом даже успешно гастролировала в парижском Гранд-Опера. Ее 32 фуэте на сцене произвели фурор!

 

Новая любовь Матильды - ее молодой партнер Петр Владимиров. Красивый, элегантный, прекрасно танцующий... Она была старше его на 21 год! Ослепленный ревностью Великий князь Андрей вызвал Владимирова на дуэль, состоявшуюся в лесу под Парижем, и прострелил ему нос! Бедняге пришлось делать пластическую опе­рацию

Ссылка на сообщение

С приходом февральской революции карьера придворной балерины для Матильды была окончена. В июне 1917-го она почти без денег вынуждена была покинуть бушевавший Петроград. В годы гражданской войны Кшесинская с Андреем Владимировичем и его матерью Великой княгиней Марией Павловной попадает в Кисловодск. Оттуда Деникин отправляет знатных беженцев в более спокойную Анапу. В Анапу они прибыли через Туапсе на пароходе «Тайфун». Прикомандированный к ним офицер поселил Кшесинскую в неболь­шой (12 мест) гостинице «Метрополь».

Однако красные наступали по всем фронтам, и в феврале 1920 г. Матильда оказалась на палубе парохода, отправлявшегося из Новороссийска в Константинополь. В январе 1921 г. во Франции они обвенчались с Андреем Владимировичем, и Матильде присвоили титул Светлейшей княгини Романовской-Красинской.

 

Кругом царили уныние и отчаяние. Кшесинская подобным настроениям не поддавалась. Она умудрялась делать гимнастику, маникюр и следить за прической даже на краю бездны. О том времени у нее не осталось мрачных воспоминаний

 

Она не сетовала на обстоятельства, а воспоминания о потерянных в России драгоценностях и виллах не вызывали слез. Она не унывала даже в самые критические моменты. В Париже основала балетную студию и достигла профессиональных и материальных успехов на педагогическом поприще.

17185df0e365.jpg

Матильда Феликсовна со своей ученицей.

Ссылка на сообщение

Матильда всю жизнь, до глубокой старости, обожала игру в рулетку, бриллианты, икру, ананасы, устриц и мужчин. В мужском обществе всегда чувствовала себя легко и свободно. Уже во вполне "перезрелых летах" позволяла себе флиртовать с кавалерами, которые ей годились не только в сыновья, но и во внуки. Матильду это никогда не смущало. Она любила жизнь и людей, а окружающий мир всегда был наполнен для нее "упоительными звуками" и "чарующими впечатлениями".

 

Балетную диву из России прекрасно знали во всех игорных домах Европы, где ее величали "Мадам Семнадцать" - она непременно делала ставки только на это число, которое считала счастливым. Игроком была азартным, выигрывала редко, но неизменно вставала из-за стола в ровном настроении и, выпив очередной бокал шампанского, покидала зал с улыбкой на устах. Ее походку и осанку называли царственными.

 

 

 

 

В Европе имя Матильды еще при жизни стало легендарным. О ней писали статьи и книги, у нее брали интервью, приглашали на светские приемы. Превозмогая возрастные недуги, она позволяла себе провести ночь в приятном обществе, где неизменно оставалась в центре внимания. Это всегда льстило самолюбию старой женщины, придавало ей силы. Она пережила не только всех знакомых, родственников и друзей, но и современников, и очевидцев ее театральных триумфов. Задолго до своей смерти она стала живым реликтом.

 

 

 

 

a0cf72da704b.jpg

 

 

Совсем немного не дожила Матильда Феликсовна до столетия и нашла упокоение во французской земле на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа рядом с мужем Андреем Владимировичем (1879-1956). Скромная могила, белый мраморный крест над плитой, надпись: «Святейшая княгиня Марiя Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка Императорских театров Кшесинская. 1 сентября 1872 — 6 декабря 1971». И неожиданно: рядом с могилой березка и скамеечка — совсем как на русском деревенском погосте.

 

(Просвещение.RU. Матильда Ксешинская.) (История Анапы. Матильда Ксешинская) (РОСБАЛТ.Л.Абызова "Мастерица демонического искусства".)

Ссылка на сообщение

812e4471bb29.gif

Балерины Мариинского театра Матильда Ксешинская (слева) и Ольга Преображенская

 

Нам много известно о Матильде Ксешинской, но очень мало сведений об Ольге Преображенской, которая начала балетную карьеру на год раньше Ксешинской и стала для нее соперницей.

Ссылка на сообщение

025d5e35308d.jpg

Ольга Иосифовна(Осиповна) Преображенская (1871-1962)

 

Родилась в Санкт-Петербурге в семье канцелярского служащего.С раннего детства всерьез увлеклась танцем. Тем не менее девочку долго не принимали в Петербургское театральное училище: внешность ее не была выигрышной, к тому же обнаружились изъяны в форме спины и ног.

Неудача не остановила претендентку, три года подряд она являлась на приемные испытания и в итоге добилась желаемого: стала «казенной воспитанницей». В младших классах Ольга занималась у Л.Иванова, в старших - у М.Петипа и Х.Иогансона, Окончила Театральное училище в 1889, исполнив на выпускном экзамене роль Эсмеральды (2-й акт одноименного балета Ц.Пуни).

Ссылка на сообщение

Преображенская являла собой образец преданности искусству: все в ее жизни было подчинено театру. Работая много и умно, она постепенно постигала внутренние законы танца, сохраняя при этом живость, естественность, непринужденную грацию.

Принятая в Мариинский театр, Ольга с радостью исполняла поручаемые ей кордебалетные места, но в кордебалете не задержалась: заменив заболевшую танцовщицу, успешно исполнила китайский танец в балете «Катарина, дочь разбойника», и сольные партии посыпались на нее одна за другой.

Начинающая танцовщица одинаково охотно бралась и за классические, и за характерные партии - редкий случай, когда одной исполнительнице удавалось и то, и другое. Пресса благожелательно отмечала успехи молодой танцовщицы, сразу же обратив внимание на лирическую просветленность и особую музыкальность ее танца. Музыка влекла столь сильно, что танцовщица брала уроки пения и игры на фортепиано, занимаясь истово и увлеченно.

Ссылка на сообщение

Балерина уверенно набирала репертуар, нередко заменяя других. Партию феи Кандид в «Спящей красавице» П.Чайковского получила в 1891 вместо Кшесинской, а Белую кошечку -в 1893 вместо первой исполнительницы М.Андерсен.

Вслед за сольными партиями последовали ведущие: в 1898 Преображенская исполнила Бабочку в «Капризах бабочки», Терезу в «Привале кавалерии», Сванильду в «Коппелии» и Галатею в «Ацисе и Галатее». Это было признание ее успеха в камерном жанре: в 1893 Петипа возобновил для нее одноактный балет «Жертвы Амуру, или Радости любви», и роль пастушки Хлои открыла в обаятельной и кокетливой танцовщице лирико-комедийное дарование.

На этом пути естественным продолжением была роль Лизы в «Тщетной предосторожности» П.Гертеля. Однако спектаклем монопольно владела Кшесинская, и Ольга Иосифовна получила его лишь в 1906. Выступление новой исполнительницы пытались сорвать: во время ее соло с шумом появились из незакрытых почему-то клеток куры, Однако и это не смутило дебютантку и не испортило ее танцев. Происшествие же вопреки ожиданию лишь способствовало успеху.

Ссылка на сообщение

265acc5339e4.jpg

О.Преображенская в партии Изоры (балет "Синяя борода")

 

3 сентября 1900 года прошел балет «Синяя борода», первый «большой» в послужном списке Преображенской спектакль. Роль Изоры, по словам критика, она исполнила «с неподражаемой кокетливостью и негой - рисунок танца вышел у нее мягким, округленным, а колорит его прозрачным». Директор императорских театров В.Теляковский после 2-го акта поздравил П. с получением высшего звания прима-балерины, официальным признанием ее выдающихся успехов.

Ссылка на сообщение

Возведенная в ранг примы-балерины, Преображенская тем не менее не отказывалась от партий второго плана. В ее репертуаре были Гюльнара («Корсар»), Флер де Лис («Эсмеральда»), Гамзатти («Баядерка») и др. Жадная до танца, она продолжала исполнять и характерные партии. На этом пути ее также ожидали подлинные удачи. Подарком судьбы стало участие в шедевре Л.Иванова - поставленной им Второй рапсодии Листа (1901). А на премьере «Дон Кихота» Л.Минкуса в интерпретации А.Горского (1902) Преображенская исполнила сначала "Уличную танцовщицу в 1-м акте, затем Мерседес во 2-ом.

Однако не все многоцветье ролей было балерине близко. В этом убедило обращение к партии Жизели, исполненной впервые 28декабря 1899 года.

Игра актрисы была умна и разработана до мелочей, но поворотный момент действия - сцена сумашествия - ей не удавался. Роль не достигала тех трагических высот, которые потрясали в исполнении Анны Павловой. Критики признавали - «эта драматическая роль не лежит в самом характере ее таланта». И были правы, напряженный драматизм не был Ольге Иосифовне близок. Она сама вскоре это поняла и от роли отказалась.

Не умножило число побед и исполнение «Лебединого озера» П.Чайковского (1904): спектакль распадался на звенья, утрачивал силу контрастов.

Искусство Преображенской тяготело к камерности, и танец ее неожиданно терял протяженность дыхания. Зато в других балетах Чайковского танцовщицу ждал прочный, убедительный успех.

В Фее Драже («Щелкунчик», 1900) и Авроре («Спящая красавица», 1904) в полную силу вступал инструментальный танец. Здесь лирическому дарованию П. было привольно и легко. Балерина чутко следовала за музыкой, стремясь воспроизвести каждый нюанс музыкальной мысли.

Ссылка на сообщение

Вершиной творчества Преображенской стала партия Раймонды в одноименном балете Глазунова, впервые исполненная 21 сентября 1903 года. Критики восхищенно отмечали - здесь «музыка и танец взаимодействуют», а все вместе воспринимается как «очаровательная хореографическая мелодекламация».

 

e41b24108886.jpg

Партия Лебедя в "Шопениане" Михаила Фокина

 

Встреча с М.Фокиным обернулась шедевром: он поставил ей прелюд в «Шопениане», используя мягкое туше ее воздушного танца. По сути это был портрет балерины.

Ссылка на сообщение

0c2e3159ec78.jpg

Преображенская в роли Вероники в фокинских "Египетских ночах" (1910г.)

 

20-летие сценической деятельности Ольги Иосифовны в 1909 ознаменовалось присвоением ей лестного звания заслуженной артистки императорских театров, заключением контракта на новых условиях - как гастролерши. Балерина попрежнему была в отличной творческой форме, совмещая выступления на Мариинской сцене с обширной программой заграничных гастролей.

За рубежом ее знали давно - с середины 1890-х. Монте-Карло, Италия, Франция, Англия, Германия, Южная Америка - география поездок расширялась, росла и популярность. Искусством Преображенской восхищались, возобновляли приглашения. Выступления блистательной русской балерины вводили европейских зрителей в мир сказочного совершенства академического танца, в значительной мере утраченного их собственным балетом.

Ссылка на сообщение

В Мариинском театре балерине поручили класс пластики для оперных артистов (1917-1921). Она преподавала классический танец в «Петроградском частном балете» В.Москалевой, в «Школе русского балета» А.Волынского, в Петроградском театральном училище (1914-1917, 1919-1921). Но самая значительная часть ее педагогической биографии приходится на второй, зарубежный период жизни.

Ольга Иосифовна покинула Россию в 1922 году, уехав сначала в Германию, но в следующем году навсегда обосновалась в Париже. Там она открыла собственную балетную студию. Педагогический талант Преображенской здесь развернулся в полную силу: она воспитала несколько поколений известных европейских танцовщиков.

Преподавать бывшая балерина прекратила в 1960 в возрасте 89 лет. И очень нуждалась. Последние годы жизни Ольги Иосифовны прошли в больнице для престарелых. Похоронена в Париже.

ebb99d652bf8.jpg

Могила О.И.Преображенской на кладбище Монмартр.

 

(сайт "Мир словарей". О.И.Преображенская)

Ссылка на сообщение
Ольга Иосифовна покинула Россию в 1922 году, уехав сначала в Германию, но в следующем году навсегда обосновалась в Париже. Там она открыла собственную балетную студию. Педагогический талант Преображенской здесь развернулся в полную силу: она воспитала несколько поколений известных европейских танцовщиков.

Преподавать бывшая балерина прекратила в 1960 в возрасте 89 лет. И очень нуждалась. Последние годы жизни Ольги Иосифовны прошли в больнице для престарелых. Похоронена в Париже.

 

 

Как так? Ну как возвышенная натура, неплохо зарабатывая несколько десятилетий, не побеспокоилась отложить на черный день - представить нетрудно.

 

Допустим, пенсии во Франции нет (хотя не уверена)

 

А ученики, известные и воспитанные ей? Они бросили ее в нужде?

Ссылка на сообщение

Все это грустно, но факт есть факт. И в наше время так бывает.

Ссылка на сообщение
  • 5 месяцев спустя...

e5358e19fc89.jpg

Татьяна Михайловна Вечеслова !1910-1991)

25 февраля исполнилось 100 со дня ее рождения.Выступая вместе с великолепной Галиной Улановой, Татьяна Вечеслова сумела не потеряться в лучах ее славы, а открыть новую страницу в истории русского балета. Одна из лучших учениц Агриппины Яковлевны Вагановой, блистательная партнерша Вахтанга Чабукиани, Татьяна Вечеслова создала на сцене яркую череду неповторимых образов, озарив их светом своей индивидуальности.

Ссылка на сообщение

Татьяна Вечеслова родилась в Петербурге. В этом городе она прожила всю свою жизнь, отдав большую ее часть балетной сцене, как и ее мать, Евгения Петровна Снеткова, которая была артисткой балета Мариинского театра в 1900-1922 годах и педагогом-хореографом. Дед Татьяны Вечесловой был оркестрантом Мариинского театра, все сестры матери были так или иначе связаны с музыкальным искусством. Поэтому девочку всегда тянуло в мир театра и музыки. С детства она очень любила петь под аккомпанемент рояля и танцевать.

В 1918 году Татьяна Вечеслова поступила в трудовую школу (бывший Павловский институт), где уже училась ее старшая сестра Евгения. Занимаясь в самодеятельности, девочка обратила на себя внимание своими несомненными способностями, и мать Татьяны решила отдать дочь на обучение в Ленинградское хореографическое училище.

Вечеслову приняли не без оговорок: ни один из членов приемной комиссии не высказался за прием Вечесловой определенно. И только благодаря заступничеству Марии Федоровны Романовой, матери Галины Улановой, Вечеслову взяли в училище на полугодичное испытание. Вместе с Татьяной Вечесловой была принята и Галя Уланова.

Вечеслова занималась у Романовой в течение пяти лет, а последующие четыре года обучения ее педагогом была Агриппина Яковлевна Ваганова.

Ссылка на сообщение

Одним из первых выступлений Вечесловой на сцене стало ее появление в опере «Снегурочка», где Татьяна, в числе других воспитанниц, изображала на сцене птиц.

А первой ролью в театре стала партия Гюльнары в балете «Корсар». На одной из репетиций балета у хореог Мариинского театра Федора Васильевича Лопухова произошел конфликт с исполнительницей партии. Не терпящий возражений он отстранил балерину от участия в спектакле и назначил на роль юную Татьяну Вечеслову.

Узнав о том, что через два дня ей придется танцевать практически не освоенную, технически очень сложную сольную партию, Татьяна Вечеслова испугалась. Она просто не могла представить, каким образом ей, при полном отсутствии опыта, удастся успеть освоить партию за такой короткий срок. Агриппина Яковлевна Ваганова, присутствовавшая на той репетиции, постаралась помочь своей ученице, заверила ее, что у нее все получится.

1 августа 1928 года состоялся дебют Вечесловой на сцене, он был необычным и неожиданным для самой балерины. Всего через восемь дней после открытия сезона Татьяну Вечеслову во втором составе утвердили на роль Тао Хоа в балете «Красный мак».

Ссылка на сообщение

Сокровенной мечтой Вечесловой был танец Эсмеральды. Роман Гюго, вдохновивший ее, она перечитывала бесчисленное количество раз, посещала каждый спектакль с участием Спесивцевой и Елены Люком. В 1931 году ее мечта сбылась. Татьяна Михайловна впервые танцевала партию Эсмеральды практически экспромтом, так как времени на репетиции у нее не было, потому что балет был показан вне расписания.

Поступок Вечесловой, согласившейся выйти на сцену почти не подготовленной, многим показался настоящим безумием. И все же молодость, юношеский задор, максимализм и стремление к вершине — все это способствовало успеху молодой балерины.

«Эсмеральда» определила последующую творческую судьбу Вечесловой. После этого спектакля ее сценический репертуар расширился. К этому же времени относится начало совместной работы Татьяны Вечесловой и Вахтанга Чабукиани. Блистательный творческий союз двух талантливых актеров родился в Грузии, на родине Чабукиани, куда Вечеслова отправилась по его предложению на гастроли. Эта гастрольная поездка была первой в жизни юной Татьяны Вечесловой.

«Дон-Кихот», возобновленный Чабукиани за две недели, имел шумный успех. Новый дуэт покорил зрителей.

Их совместные концертные выступления продолжились осенью 1933 года — на этот раз Вечеслова и Чабукиани гастролировали в Латвии. Дуэты из «Пламени Парижа», «Корсара» и «Дон-Кихота», которые увидели рижские зрители, стали продолжением их творческой славы.

А вскоре после успешного выступления в Литве последовало первое зарубежное турне исполнителей — в Соединенные Штаты Америки.

Ссылка на сообщение

Выступления Вечесловой и Чабукиани проходили на сцене «Карнеги-холла». Первый концерт проходил при переполненном зале. Выступать перед американской публикой было достаточно сложно — у актеров не было ни минуты для передышки, потому что американская публика не привыкла к паузам в спектакле.

Вначале американская публика встретила их настороженно, но Вечеслова и Чабукиани «победили» американцев, заслужив признание самых требовательных и искушенных зрителей огромного «Карнеги-холла». После Нью-Йорка последовали Чикаго, Детройт, Бостон, Лос-Анджелес, Сан-Франциско.

Покорив Америку, Вечеслова и Чабукиани отправились в Италию. Здесь они смогли выступить только в Генуе, а запланированные концерты в прославленном зале Ла Скала пришлось отменить из-за болезни Чабукиани.

Вернувшись на Родину, Вечеслова продолжала свои выступления на сцене Кировского театра вплоть до начала войны, когда театр был эвакуирован в Пермь.

В свободное от репетиций время Татьяна Михайловна дежурила в госпитале, ухаживая за ранеными.

Репертуар труппы в Перми был исключительно многообразен. Пермские зрители смогли увидеть лучшие балеты, поставленные Кировским театром: «Лебединое озеро», «Баядерка», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица», «Жизель», «Лауренсия», «Дон-Кихот». Чувствуя, что ее искусство необходимо людям, балерина, как и остальные артисты труппы, полностью «выкладывалась» в танце, порой превозмогая физические трудности и душевные страдания. Весть о том, что в далеком блокадном Ленинграде погибли от голода две ее тетки, застала Вечеслову на сцене. Балерина танцевала, сдерживая слезы.

Ссылка на сообщение

В эвакуации был подготовлен совершенно новый балет. В Пермь приехал Арам Ильич Хачатурян с неоконченной партитурой балета «Гаянэ». За два месяца балет был дописан и поставлен. Вечеслова исполняла партию Нунэ, и Хачатурян, написав для Нунэ вариацию, посвятил ее Татьяне Вечесловой. Премьера состоялась в Перми в 1942 году.

В послевоенные годы творческая жизнь Татьяны Вечесловой была очень насыщенной. К тому времени в ее репертуаре были уже почти все значительные балетные роли — Тао Хоа, Эсмеральды, Джульетты, Заремы, Китри.

В 1947 году список ролей, исполненных на сцене Татьяной Михайловной, пополнился еще одной ролью, ставшей для нее одной из самых значительных — ролью Татьяны из одноименного балета.

«Татьяна» — балет о войне, которую пережила Татьяна Вечеслова. Ее образ был прототипом образа Зои Космодемьянской. Спектакль дался балерине нелегко — на одной из репетиций, состоявшейся накануне премьеры, балерина сломала ребро. Танцевать пришлось, превозмогая боль, которая не утихала, несмотря на сильнодействующие лекарства.

Татьяна Вечеслова прожила на сцене долгую жизнь.На ее решение уйти со сцены повлияло множество обстоятельств, одним из которых было рождение в 1951 году сына Андрея Кузнецова. Ее прощальный спектакль состоялся 24 июня 1953 года. Артисты в этот день приготовили Вечесловой сюрприз — на сцене появились все персонажи, сыгранные ею за двадцать пять лет: Зарема, Эсмеральда, Тао Хоа, Татьяна и многие другие.

Ссылка на сообщение

Педагогика стала вторым призванием Татьяны Вечесловой. В 1952-1954 годах она была художественным руководителем Ленинградского хореографического училища, в 1969-1970 годах работала здесь педагогом. В течение шестнадцати лет Татьяна Вечеслова была педагогом-репетитором в театре имени Кирова. Творческая жизнь Вечесловой и тех, с кем она работала вместе, нашла свое отражение в двух книгах ее воспоминаний "Я - балерина". Последние годы ее жизни прошли в Доме ветеранов сцены, 11 июля 1991 года ее не стало.

 

(Сайт "Театр, музыка, кино")

Ссылка на сообщение
  • 3 года спустя...

cbf5bdf4f1bc.jpg

Ольга Генриховна Иордан (1907- 1971) , с 1925 года прима-балерина Мариинского театра родилась  в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немца, женившегося на купеческой дочери. Ее мать рано овдовела и одна воспитывала своих дочерей Ольгу и Лидию.

Если в школе Ольга усердно занималась, то в свободное время она танцевала, делала прыжки, пируэты. Понаблюдав за дочерью, Ираида Ивановна  приняла решение отдать ее в хореографическое училище.

Ольга попала в класс Агриппины Яковлевны Вагановой. Это было время, когда в училище учились будущие звезды балета: Галина Уланова, Марина Семенова, Наталья Дудинская.

В 18 лет Ольга окончила училище и получила приглашение в балетную труппу Мариинского театра. Молодая балерина безупречно и творчески владела техникой классического танца и скоро стала одной из ведущих солисток балета.  Ее ролями были Дива в «Золотом веке», Жанна в «Пламени Парижа», Панночка в «Тарасе Бульбе», Дева-Краса в «Весенней сказке», Царица вод в «Коньке-Горбунке», Фея бриллиантов в «Спящей красавице», Зарема в «Бахчисарайском фонтане». В 1939 году Ольга Генриховна стала заслуженной артисткой РСФСР. Ее мужем стал художник-декоратор Дмитрий Зеленков, но он погиб в самом начале Великой Отечественной войны.

Ссылка на сообщение

В 1941 году Мариинский ( тогда Кировский) театр эвакуировали в Пермь. Из-за болезни матери Ольга Генриховна отказалась от эвакуации и осталась в блокадном Ленинграде. С группой актеров она выступала с концертами в ближайших воинских частях Ленинградского фронта. В тяжелых блокадных условиях трудились голодные артисты, вошедшие в балетную труппу, созданную Ольгой Иордан. В 1942 году был возобновлен балет «Эсмеральда»,  в 1943 году – балет «Конек-Горбунок».

Ольга Генриховна обладала железной волей и добрым сердцем. Потеряв при родах двойню, она всю жизнь помогала чужим детям. Во время блокады спасла жизнь многим детям, устраивая их в больницы, отправляя в эвакуацию. Весной 1942 года Иордан организовала эвакуацию детского дома.

В 1944 году Кировский театр вернулся в Ленинград и Ольга Генриховна снова выступает на его сцене до 1950 года. «Весенняя сказка» - это последний балет, где она выступила в паре с Константином Сергеевым.

Ольга Генриховна, вопреки скептикам, создала экспериментальный класс, куда принимала девочек не с 5 , а с 10 лет. И ее ученицы стали солистками балета в других театрах страны.

Ссылка на сообщение

f9579346b7a2.jpg

И.А. Нечаев в своей любимой роли Ленского. На его могиле стоит памятник с надписью: "Забудет мир меня, но ты...". Это слова из арии Ленского в опере "Евгений Онегин".

 

В 1945 году мужем Иордан стал солист оперы Кировского театра Иван Алексеевич Нечаев (1900-1963). Они, певец и балерина, вместе выступили в сцене «Вальпургиевой ночи»  в «Фаусте».

С 1950 года Ольга Генриховна стала преподавателем Ленинградского хореографического училища имени Вагановой. Кроме общей группы она вела занятия и с группами из Бурятии и Киргизии. Она поставила балеты в оперных театрах Улан-Удэ и Фрунзе. Преподавала в балетной школе в Варшаве. Все ее ученицы участвовали во всесоюзных конкурсах молодых артистов балета. На одном таком конкурсе присутствовала министр культуры Фурцева, она пригласила Иордан на работу в Москву.

В Москве Ольга Генриховна появилась только после смерти мужа и начала преподавать в Московском хореографическом училище, одновременно была педагогом-репетитором в Большом театре.

В 1969 году Ольга Генриховна из-за болезни матери вернулась в Ленинград и стала преподавать в родном училище. Спустя два года после смерти матери, ушла из жизни и сама Ольга Иордан. Похоронили ее на Богословском кладбище рядом с матерью и мужем.

 

(Л. Волчик «Звезда Мариинского театра». «С-П ведомостях» от 20.09.13г.)

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...