Перейти к контенту
Пространство слуха -товары для людей с потерями слуха и зрения -интернет магазин

Марина Тимофеевна Семенова


Рекомендуемые сообщения

Даже знаменитый Мариус Петипа не разглядел в Вагановой талантливую танцовщицу. Но все же девушка добилась того, что ее перевели из кордебалета во вторые танцовщицы и ее имя стало появляться в газетах.

b43bc46bee76.jpg

Ваганова в балете "Сильвия"

 

Личная жизнь Агриппины Яковлевны была бурной. Недостатка в поклонниках у нее не было, ей нравилось кутить в ресторанах. Ваганова умела расшевелить самых нелюдимых и устроить общее веселье в компании. С друзьями она часто ездила за границу.

Но скоро такой образ жизни стал Ваганову тяготить. Она познакомилась с путейским инженером Андреем Александровичем Померанцевым. Он был женат, имел сына. Но увлекся Агриппиной. В 1904 году у них родился сын Александр. Померанцев его усыновил.

Ссылка на сообщение
  • Ответы 109
  • Создана
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

  • Евдокия

    100

  • Mothaika

    2

  • blondex

    2

  • Джулия Робертс

    2

Лучшие авторы в этой теме

Развода с женой Померанцев не добился, но стал жить вместе с Агриппиной. Когда умерла старшая сестра Вагановой, то ее дети влились в эту семью.

После родов Ваганова вернулась в театр, ее встретили приветливо, уважая за смелость, с которой она решила свою судьбу.

Когда балерина Карсавина во время исполнения партии Жизели подвернула себе ногу, то ее успешно заменила Ваганова.

d344c466b2de.jpg

Ссылка на сообщение

Мечтой Вагановой было сыграть партию Одетты в "Лебедином озере", но эту мечту спустя 13 лет воплотит ее любимая ученица Марина Семенова.

В 36 лет Агриппину Яковлевну отправили на пенсию. Шел 1917 год. Октябрь не принес изменений в жизнь Вагановой. В Новый год по-прежнему в доме стояла нарядная елка. Под этой елкой Померанцев застрелился.

В 1920 году было создано хореографическое училище, Ваганову пригласили туда преподавать .

Со своими девочками Агриппина Яковлевна много работала, доводила их до седьмого пота. Эти ее ученицы составили славу русского балета: Марина Семенова, Ольга Иордан, Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Ирина Колпакова, Алла Осипенко и другие.

Ваганова с помощью Любови Дмитриевны Блок, которая была ее подругой, написала учебник "Основы классического танца".

03cfc8abdc58.jpg

Ссылка на сообщение

В 1934 году Вагановой присвоили звание народной артистки РСФСР.

Во время войны Ваганова эвакуировалась в Пермь, в Ленинград она вернулась в 1944 году, где ее уже ждала внучка Людочка, родившаяся в блокадном городе. Сын Агриппины Яковлевны, путейский инженер, как и отец, женился в 1939 году на своей сослуживице. Ваганова сначала холодно приняла невестку, но потом оттаяла, видя, как та преданно любит ее сына.

К концу жизни у Вагановой было плохо с сердцем, но она скрывала это от своих близких.

Похоронена Агриппина Яковлевна на Волковском кладбище

54babe036aea.jpg

(по материалам сайта "Спроси у Алены")

Ссылка на сообщение
  • 2 недели спустя...
  • 2 месяца спустя...

9c742f8adb7b.jpg

Наталья Владимировна Труханова (1885-1956)

 

Она родилась в Киеве в 1885 году, в семье провинциального актера Бастунова. Отец ее происходил из довольно состоятельной семьи. В 16 лет он, бросив учебу в коммерческом училище, сбежал из дома, чтобы поступить на сцену. Мать ее - француженка, оставшаяся сиротой после франко-прусской войны 1870 года и приехавшая к своему дяде в Россию. Семья часто меняла местожительство, переезжая из города в город.

После окончания гимназии Наташа заявила, что хочет стать актрисой. Отец был категорически против. Чтобы избавиться от отцовской опеки, она решила выйти замуж за офицера Труханова. Вскоре она развелась с ним и уехала в Москву. Там она поступила в Театрально-Филармоническое училище, в класс В.И.Немировича-Данченко.

Внезапная болезнь горла сделала невозможной карьеру драматической актрисы. Это было для нее тяжелейшим ударом. Но самозабвенная любовь к искусству помогла ей найти призвание в другой области. Труханова решила заниматься танцами. Она стала брать частные уроки у балетмейстера Большого театра И.Н.Хлюстина. Огромная сила воли и энергия помогли ей преодолеть все трудности. А их было немало - ведь заниматься танцами она начала в том возрасте, когда, обычно, балерины уже заканчивают многолетнюю учебу и выходят на сцену.

Ссылка на сообщение

Знаменитый певец Л.Бобинов, в письме актрисе Е.Садовской, делится впечатлениями о встрече с Трухановой: «Труханова вся полна мыслями о своих танцах. Я даже не ожидал, что это у нее такое серьезное занятие. Она танцует каждый день с Хлюстиным часа по 4 и сейчас учит какой-то новый балет».

В России ее артистическая карьера складывалась неудачно, и Труханова решила уехать за границу. В 1904 году начались выступления артистки в парижском театре «Скала» и разных мюзик-холлах. В театре «Казино» она поставила балет «Снегурочка», использовав музыку русских народных песен. В этом балете она имела успех, о ней заговорили. А исполнение главной роли в балете-пантомиме «Маришка», с которым артистка объездила многие города Франции, уже принесло ей широкую известность. Ее пригласили в театр принца монакского в Монте-Карло.

С 1907 года Труханова выступала на сцене парижской Гранд-Оперы. Одновременно она гастролировала по стране с программой «Концерты танцев», включавшей четыре одноактных балета: «Итар», «Пери», «Аделаида или язык цветов», «Трагедия Саломеи».

Ссылка на сообщение

549a4c7be37e.jpg

 

Л.Бакст. «Эскиз театрального костюма Пери Н. Трухановой», 1911 г.

 

Наталья Владимировна была первой артисткой балета, которая привлекла к сотрудничеству крупнейших французских композиторов. Специально для нее писали музыку М.Равель и Ж.Масснэ. На премьерах они сами дирижировали своими сочинениями.

Композитор П.Дюка посвятил ей хореографическую поэму «Пери», Ж.Масснэ - балет «Эспада». Портрет Масснэ, с самой лестной надписью, стоял у нее на столе, и она не расставалась с ним всю жизнь.

Костюмы и декорации для ее балетов создавал Л.Бакст. Выступала она в главной роли - Монахини в балете-пантомиме «Чудо», поставленном крупнейшим режиссером М.Рейнградтом.

Труханова была награждена орденом офицера Академии за вклад в искусство Франции.

Ссылка на сообщение

Один из критиков писал: «Концерты танцев мадемуазель Трухановой - праздник для слуха и зрения». Несколько лет спустя в газете «Комедия» появилась статья, где критик, обращаясь непосредственно к балерине, восклицает: «Весь Париж Вас знал, восхищался Вами, любил и чествовал Вас. Вы были, как и сегодня остаетесь, вдохновенной жрицей божественной Терпсихоры».

Некоторое время Труханова работала в труппе Анны Павловой, с которой ее связывали дружеские отношения. В 1913 году балерина выступала с концертами в Москве. Пресса встретила ее более, чем сдержанно: единственным исключением была статья Власа Дорошевича в газете «Русское слово».

 

В своей книге «Огни рампы» Труханова подробно рассказывает о знакомстве с Сен-Сансом и создании балета «Пляска смерти». Знакомство их началось с курьезного случая. Наталья Владимировна, подражая многим знаменитостям, решила назначить приемный день. Заказала карточки, на которых красивым шрифтом было напечатано: «Мадемуазель Труханова будет у себя от трех до семи часов в среду (такого-то числа) и просит Вас оказать ей честь своим присутствием». Она разослала их некоторым из известных людей. Карточка была послана и Сен-Сансу.

В суете репетиций и спектаклей она совсем забыла о приемном дне. Оказалось, что многие из приглашенных приехали в назначенное время. Не застав хозяйки дома, рассерженные и возмущенные, гости разъехались. Среди них оказался и Сен-Санс. Он оставил свою визитную карточку с надписью: «Самой невоспитанной девушке, которую я когда-либо встречал, без привета.» Труханова послала ему письмо с извинениями, но ответа не получила.

Ссылка на сообщение

6d1e6e97e97a.jpg

Однажды на кладбище Пер-Лашез балерина увидела надгробие «Прощание с жизнью». Оно потрясло ее, и сразу же родилась мысль поставить танец на эту тему. Заручившись согласием автора надгробия, скульптора Бартоломе, на использование скульптуры для декораций, она написала письмо Сен-Сансу, в котором просила разрешения использовать музыку его симфонической поэмы «Пляска смерти». Это предложение возмутило его, так как музыку он сочинил после потери близких.

Труханова очень трепетно и бережно подошла к созданию номера, впоследствии ставшего основой одноименного балета. Танец действительно получился. Она решила показать его композитору. Посланное ему письмо долго оставалось без ответа. Но, однажды, Сен-Санс все же пришел на репетицию. Когда репетиция закончилась, он бросился к Трухановой, поцеловал ее и сказал: «Вот как нужно работать! Это и есть «Пляска смерти»! Она сама не понимает, что она сделала!»… и выбежал из зала.

Ссылка на сообщение

3da437f08f22.jpg

19 февраля 1914 года в жизни Трухановой произошла встреча, которая стала, вероятно, самой значительной в жизни этой женщины. В этот день она пришла в Артистический клуб. Там ей было скучно, и она собралась уходить, как вдруг… «увидела статного великана в вечернем фраке с орденом Почетного легиона в петлице. Глаза наши встретились и больше друг от друга не отрывались».

Их познакомили. Это был граф Алексей Алексеевич Игнатьев, русский военный атташе в Париже. Он пригласил ее на вальс. Когда они сели, вместо ожидаемого комплимента, она услышала: «Такая артистка, а до чего Вы скверно танцуете вальс!»

 

Последовали частые встречи, бесконечные разговоры по телефону, цветы. На пасху он пришел к ней в гости. Хотя этикет предписывал ему быть у посла. Он попросил принести гитару и запел уланскую песню «Улане-Мальване», потом пел русские народные песни. Внезапно, встав на колено, признался ей в любви: «Я Ваш навеки». - «А если бы я сказала Вам то же самое?» - «Я бы Вам поверил».

Он - аристократ, «голубая кровь». Она - дочь провинциального актера, да еще с примесью цыганской крови, работавшая в кабаре и на эстраде.

Игнатьев писал: «Рассудку вопреки, наперекор стихиям, своим перерождением я обязан встрече с одной из первых парижских артисток Наташей Трухановой. Разлетелись в прах мои предрассудки, я почувствовал себя свободным и самостоятельным. Я не предвидел еще ожидавших меня в будущем революционных потрясений, но уже тогда знал, что приобрел в жизни того друга, рука об руку с которым перешагну через любые жизненные испытания».

В свою очередь Труханова всегда с огромной любовью говорит и пишет о своем муже. Ее поражает в нем все - его трудолюбие, уважение к любому труду, особенно крестьянскому, его увлечение садоводством, кулинарией. Ее восхищает музыкальность и прекрасный голос Игнатьева. Она вспоминает об его удивительном таланте общения. Среди людей, с которыми дружил Игнатьев, были А.Барбюс, Ж.- Р.Блок, М.Торез. Он вел переписку с Б.Лавреневым, И.Эренбургом, А.Толстым, И.Бабелем, академиком Е.Тарле, актрисой А.Яблочкиной.

Ссылка на сообщение

После революции 1917 года жизнь Игнатьевых резко изменилась. Многие театры закрыли двери перед Трухановой. Это было связано с политической позицией ее мужа, признавшего советскую власть. Лежавшие в банке на его счету военного атташе 225 млн. золотых франков он передал советскому правительству. Этого ему не простила не только русская белая эмиграция, но и ближайшие родные - мать и братья. Игнатьева подвергли остракизму.

В 1926 году прошло последнее выступление балерины в Гранд-Опера, после которого директор театра г-н Руше заявил ей: «Из списков наших правительственных театров Вы вычеркнуты. Нам не нужны враги и шпионы». Постепенно от ее выступлений отказались и частные театры. Многие знакомые уговаривали Труханову порвать с «красным генералом». Но как ни трудно ей было расставаться с любимым делом, с успехом, который постоянно сопутствовал ей, она была непреклонна.

В эти тяжелые годы она делала всевозможное, чтобы помочь мужу пережить трудности, гонения, бедность. Им пришлось переехать в пригород Парижа, уволить прислугу. Продать все ценные вещи. Они сделали огород, сами сажали овощи. В подвале своего дома устроили грибное хозяйство, грибы продавали. Игнатьев сам готовил. Они стойко переносили все невзгоды; любовь и полное взаимопонимание делали их счастливыми.

Ссылка на сообщение

2d620c141fde.jpg

Через некоторое время Труханова начала работать в Торгпредстве СССР в Париже. Одновременно она занялась переводом на французский язык произведений советских писателей. Во Франции вышли два сборника «Тетради новой России», куда вошли произведения Б.Лавренева, А.Новикова-Прибоя, Л.Никулина, Вс. Иванова, в переводах Н.Трухановой.

Начала она выступать как драматическая актриса в труппе Варлейля. А через некоторое время создала свой небольшой театр «Искусство и труд». Несмотря на отсутствие помещения и денег, театр просуществовал несколько лет. Они выступали в рабочих предместьях Парижа, ставили пьесы советских авторов. Труханова была и переводчиком, и режиссером, а иногда и исполнителем.

В 1937 году супруги Игнатьевы вернулись в Москву. Почти 30-летняя жизнь Трухановой в искусстве осталась позади. С большой горечью писала она в своих воспоминаниях: «…оглядываясь назад, вспоминая все свои успехи, мне просто больно при мысли, что имя мое блистало только за границей, что лавры мои чужеземные…»

В Москве Труханова сотрудничала в литературном агентстве, занимаясь распространением на Западе произведений советских писателей. Помогала она и мужу, работавшему над книгой «50 лет в строю». Сама она тоже начала писать воспоминания о своей, богатой событиями жизни, о встречах с Ф.Шаляпиным, А.Павловой, Т.Карсавиной, В.Нижинским, С.Бернар, А.Дункан, К.Сен-Сансом, Ж.Масснэ, П.Дюка. К сожалению, книга эта - «Огни рампы», так же как и вторая ее книга, посвященная мужу, которую она назвала «Книга о любви», не были изданы. Обе рукописи хранятся в Центральном Государственном архиве литературы и искусства.

Ссылка на сообщение

В Москве Игнатьевы вели очень активный образ жизни. Они бывали на всех театральных премьерах, концертах, вернисажах. У них было много друзей. Писатель В.Финк, знавший Игнатьевых еще в Париже, продолжал встречаться с ними и в Москве. В своих воспоминаниях он рассказывает, какой сюрприз однажды приготовили Игнатьевым друзья, пригласившие их в гости. Когда все были в сборе, как бы случайно, пришла женщина в валенках, закутанная в деревенскую шаль, со свертком в руках. Она разделась, села за стол. Потом ее попросили спеть. Она развернула гитару… и запела. Пела она замечательно. «А сейчас - сказала она, - я спою вам дедушкину любимую песню»... и исполнила песню, которую Л.Н.Толстой использовал в «Живом трупе». Это была Анна Ильинична, дочь Ильи Львовича.

70-летие А.А.Игнатьева отмечали в Центральном доме литераторов. Зал был переполнен. Выступали друзья юбиляра С.Михоэлс, С.Маршак, Т.Щепкина-Куперник, Н.Кончаловская. Пели Н.Обухова и И.Козловский. Балерина О.Лепешинская читала посвященные юбиляру стихи. Было зачитано приветственное письмо М.Тореза.

После смерти мужа, последовавшей в 1954 году, Наталия Владимировна всецело отдалась завершению рукописи «Книги о любви». Внезапно у нее начались боли в животе, но она отказалась лечь в больницу - торопилась закончить книгу. Когда боли стали невыносимыми, ее госпитализировали. Домой она уже не вернулась. Умерла Труханова в августе 1956 года. Похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

 

 

(с сайта "Разговоры обо всем и ни о чем за чашкой кофе")

Ссылка на сообщение

97ff51b94b58.jpg

Анжела Айседора Дункан (1877-1927)

 

Айседора родилась в семье банкира, она была четвертым ребенком. Когда девочке исполнилось 5 месяцев, отец разорился и бросил семью. Свое детство Айседора запомнила как череду переездов с одного места на другое.

Ее мать давала уроки игры и тем кормила свою семью. Несмотря на трудности и лишения дети росли дружными и старательно помогали матери, чем могли. Мальчики развозили молоко, почту. Девочки продавали связанные матерью шапочки и варежки и прилежно учились в школе.

Мать привила детям любовь к музыке. Особенно хорошо получались танцы под музыку у маленькой Айседоры, у которой было сильно развито воображение. Девочка воображала себя то сказочной принцессой, то птицей или куклой. Айседора собирала вокруг себя малышей и показывала им танцевальные движения. А впоследствии из нее получился прекрасный педагог.

Ссылка на сообщение

Когда сестры Дункан подросли, то они открыли школу танцев, в которой занимались девочки из зажиточных семей. Их родители щедро оплачивали занятия.

Учеба в школе Айседору не устраивала, она занялась самообразованием, читала книги по истории, искусству, любила поэзию, увлекалась и любовными романами. Изучая теорию танца,девушка пришла к выводу, что танец должен выражать не только чувства, но и мысли человека. В хореографии Айседора пошла собственной дорогой, создав "танец в стиле модерн".

В 18 лет Айседора с матерью переехала в Чикаго, где ее настигла первая любовь. Она влюбилась в 45летнего женатого мужчину,но он не смог бросить семью.

Айседора поступила в балетную труппу Дэли и вместе с ней отправилась на гастроли по Америке. Днем девушка занималась у станка, делала гимнастические упражнения, вечером выступала на сцене, ей платили 15 долларов.

Сценический костюм артистки состоял из греческой туники до колен, были открыты шея, плечи и руки, что было необычно для того времени. И танцевала Айседора босиком. Публика была шокирована.

Ссылка на сообщение

cef064f35cf9.jpg

 

Со временем публика привыкла и уже не могла представить себе танцовщицу в другом одеянии. В 1902 году Айседора занялась своей карьерой. Ее выступления в Европе вызвали положительные рецензии. В Будапеште на одном из вечеров девушка исполнила импровизацию на чарующую музыку, что вызвала восторг публики. Был очарован Айседорой и актер Королевского Национального театра Оскар Бережи. Между ними разгорелся любовный роман.

Молодые люди уже объявили о своей помолвке, как страсть Оскара стала остывать. Он предпочел остаться Ромео на сцене, а не в жизни. Любовники расстались, Айседора уехала в Германию.

Там она танцевала при переполненных залах и получала высокие гонорары. Но деньги не имели для нее большого значения, она продолжала работать и оттачивать свои танцы. Айседора танцевала "Дыхание весны", "Танец радости" на музыку Штрауса, "Офелию" на музыку Невина, "Рубаи Хайяма" на музыку Мендельсона.

Ссылка на сообщение

Айседора осуществила свою мечту побывать в Греции. Вернувшись в Германию Дункан создают свою школу и набирает в нее учениц, им она передает свои знания. В роскошной квартире Айседоры на еженедельных приемах побывал весь аристократический и творческий Берлин.

В начале 1905 года в жизни Дункан появился бывший актер, а ныне режиссер Эдвард Гордон Крэг. У них был красивый роман, но Крэг имел четверых детей от первого брака и троих детей от второго. Браком отношения его и Аседоры не завершились,но они до конца жизни оставались любовниками и друзьями.

В феврале 1905 года Айседора Дункан выступала в Петербурге и произвела на высшее общество и артистический мир неизгладимое впечатление. Вместе с ней был и Крэг.

В сентябре 1906 года у Айседоры родилась дочь Айседора Дидра. Но это не помогло ей удержать Крэга, который вскоре уехал в Италию.

Айседора подписала контракт на выступления в Америке. Первое ее выступление там произошло в "Метрополитен-опера".Айседора танцевала Седьмую симфонию Бетховена.В танец она вложила собственные чувства и переживания. Публика была в восторге.

Ссылка на сообщение

В 31 год Айседора была признана на Родине, на ее концерте побывал президент Теодор Рузвельт. Потом было турне по Франции, затем снова выступления в Америке.

Тем временем требовались немалые деньги на то, чтобы продолжались занятия в танцевальной школе. И деньги появились в образе Париса Зингера, наследника огромного состояния и владельца фирмы "Зингер", выпускающей швейные машины. Ему был 41 год, был известен, как меценат и почитатель таланта Дункан.

Несколько месяцев они путешествовали на яхте Зингера, потом Айседора отправилась на гастроли в Америку, затем в Россию вместе с Зингером. Дела призвали Зингера во Францию.

В Санкт-Петербурге Айседора снова встретила Крэга, но силой воли преодолела свое влечение и после гастролей вернулась во Францию, где ее ждали дочь и Зингер.

1 мая 1910 года Айседора родила сына Патрика Огастеса. Зингер не смог дать ему свою фамилию, так как был женат. Разводиться он не торопился. Айседора продолжала танцевать и в отместку Зингеру заводила интрижки на стороне. Раздраженный Зингер уехал в Грецию, а Айседора поехала на гастроли в Россию.

Ссылка на сообщение

1913 год оказался для Айседоры трагическим. С Зингером она помирилась, они уже подумывали начать жизнь сначала. Но настал день, когда Айседора ушла к себе в студию, Зингер в свой офис. Гувернантка повезла детей домой. По дороге в Версаль автомобиль заглох.Шофер вылез, чтобы устранить неисправность. Тут двигатель неожиданно завелся и машина по откосу покатилась в Сену.

Ручку дверцы заклинило и шофер не смог открыть дверцу. Когда автомобиль вытащили из реки, все трое были мертвы.

На похоронах Айседора и Зингер были каменными от горя. Крэг на похороны дочери не приехал, но прислал письмо Айседоре, это письмо женщина сохранила вместе со цветком, вложенным в конверт.

Только чудом Айседора не сошла с ума (она пыталась утопиться). Она просила Зингера подарить ей еще ребенка, но тот не мог придти в себя после смерти сына.

Забеременела Дункан от случайной связи, родился мальчик, но слабый, прожил всего несколько часов. Больше детей у Айседоры не было. Свое спасение от отчаяния женщина нашла в работе. С Зингером она рассталась, но он останется ее другом и не раз придет на помощь. Виллу, подаренную Зингером, Айседора отдает государству под госпиталь, школу переводит в Америку.

Ссылка на сообщение

Продолжались гастроли Дункан во Франции и в России, где произошла Октябрьская революция. Большевики создали ей условия для работы в танцевальной школе.

В 47 лет Айседора на одной из вечеринок познакомилась с Есениным, ему было 27 лет. В их сердцах вспыхнула страсть, хотя они жили в разных мирах и существовал между ними языковой барьер. Брак был недолгим, были постоянные ссоры и примирения.

Советская власть не смогла обеспечить Айседоре нормальное существование школы, денег не хватало. Дункан решила дать платные выступления в Европе. Есенин решил ехать с ней, чтобы посмотреть мир и себя показать.

1922 год прошел в гастролях по Германии, Франции, Италии. Для Айседоры это был привычный мир. А Есенин оказался в чужом мире, где его знали, как мужа Айседоры. Участились пьянки молодого мужа и сама Айседора прикладывалась к рюмке.

В октябре супруги приехали в Америку.Но их ждал холодный прием.

По возвращении в Москву Айседора отправилась на гастроли на Кавказ, там ее настигла телеграмма от Есенина: "Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин".

Ссылка на сообщение

Айседора не особо огорчилась, ей было ясно, что они с Есениным разные люди. В школе занятия стала проводить приемная дочь Айседоры Ирма Дункан. Айседора уехала во Францию, там она узнала о самоубийстве Есенина.

Летом 1926 года Дункан гастролировала в Италии. В один из вечеров следующего года она провела в Ницце, у нее был очередной любовник, тоже русский. С прекрасным настроением Айседора собралась на автомобильную прогулку. Было прохладно, она завернулась в красный шарф, длинный конец шарфа откинула назад. Машина была открытая. Во время движения конец шарфа попал в ось колеса, шарф сдавил горло Айседоре.

Похоронили Айседору Дункан на кладбище Пер-Лашез рядом с ее детьми.

 

(Галерея знаменитых женщин, книга 2. Н. Опрышко "Айседора Дункан")

Ссылка на сообщение

da194b4fc1d2.jpg

Матильда Феликсовна Ксешинская (Кржесинская) (1872-1971)

 

МАТИЛЬДА родилась в театральной семье поляков в Петербурге (Лигово). Еще в 1851 г. Николай I выписал в столицу из Вар­шавы ее отца Феликса Кшесинского, непревзойденного исполнителя лю­бимого танца императора - мазурки. Он женился на балерине Юлии Доминской. Так что балетная судьба была уготована девочке с рождения. Ее сестра Юлия и брат Иосиф (умер во время блокады Ленинграда) были артистами балета.

Матильда с детства видела уроки отца, перенимала навыки. В восемь лет ее определили в Императорское театральное училище, где она училась у лучших педагогов — Льва Иванова, Екатерины Вазем и Христиана Иогансона. В четырнадцать лет Матильду потрясла приехавшая на гастроли знаменитая итальянская балерина Вирджиния Цукки. «С того дня, как Цукки появилась на нашей сцене, — вспоминала Кшесинская, — я начала работать с пылом, энергией и старанием. Моей единственной мечтой было подражать ей. В результате к окончанию школы я уже вполне владела техникой».

 

Для выпускного спектакля лучшие ученицы имели право выбирать себе танец сами. Кшесинская выбрала не только сложный, но и самый модный номер — pas de deux из «Тщетной предосторожности», которое незадолго перед тем с большим успехом Цукки исполняла с Павлом Гердтом. Этот кокетливый, прелестный танец очень подходил хорошенькой выпускнице в голубом костюме, украшенном букетиками ландышей. После спектакля все воспитанники были представлены членам царской семьи. Император Александр Третий молодую Кшесинскую за торжественным ужином посадил рядом с собой и наследником, будущим императором Николаем II. Так решилась судьба. В наследника, вспоминает Кшесинская, она влюбилась сразу...

Ссылка на сообщение

a165be157952.jpg

В свой первый сезон на сцене Мариинского театра Матильда участвовала в двадцати двух балетах и двадцати одной опере, исполняя маленькие сольные партии. Продолжая заниматься у Иогансона, она стала брать уроки у знаменитого Энрико Чекетти. Мягкость, естественность композиций Иогансона дополнялись у Чекетти выработкой пальцевой техники, туров и прыжков. Свою первую большую роль Кшесинская исполнила на второй год работы –– в балете «Калькабрино» на музыку Людвига Минкуса по либретто Модеста Чайковского, поставленном Мариусом Петипа для итальянской виртуозки Карлотты Брианца. Кшесинская блестяще выдержала испытание.

 

 

Роли следовали одна за другой. Роман с наследником счастливо продолжался. Чтобы свободно встречаться, Кшесинская сняла маленький двухэтажный особняк с садиком на Английском проспекте, 18 (он сохранился до сих пор). Уход от родителей был тяжелым. Отец, верующий католик, спросил, понимает ли она, что никогда не сможет выйти замуж за наследника. Однако, убедившись в серьезности чувств любимой дочери, препятствий не чинил. Для соблюдения приличий вместе с Матильдой поселилась ее сестра Юлия.

Ссылка на сообщение

9fd261ed005f.jpg

Но счастье длилось не долго. В 1894 году, после помолвки, Николай расстался со своей подругой, написав на прощание: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости». Ники, как называла его Кшесинская, просил и в дальнейшем называть его на «ты» и обещал выполнить любую просьбу. Случай не заставил себя долго ждать. В Москве готовился в честь коронации балет «Жемчужина». Решив, что участие бывшей фаворитки неуместно, театральная дирекция не дала роли Кшесинской. Жалоба балерины была моментально удовлетворена. «Моя честь была восстановлена, — ликовала Кшесинская, — и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал». Композитор Дриго молниеносно написал добавочную музыку, и в уже готовый балет Петипа срочно вставил специальное pas de deux для Кшесинской.

 

 

Это событие укрепило положение Кшесинской в труппе. Больше препятствий ей не чинили. Царское покровительство незримо, но ощутимо сопутствовало артистке всегда. Впрочем, свою славу она достойно заслуживала и сама. Главные партии в «Тщетной предосторожности», «Дочери фараона», «Эсмеральде», «Пахите», «Лебедином озере», «Дон Кихоте» вызывали неизменный восторг публики и строгой балетной критики.

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...