Перейти к контенту
Пространство слуха -товары для людей с потерями слуха и зрения -интернет магазин

Православные праздники


Татиана

Рекомендуемые сообщения

  • Ответы 114
  • Создана
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

  • Игорь34

    29

  • Татиана

    24

  • Евдокия

    7

  • диакон Валентин

    6

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

19 декабря  верующие православной Церкви отмечают День Святителя Николая, архиепископа из Мир Ликийских в день его преставления   19 декабря православные и католики всего мира празднуют день Никола

Напрасно во грехе ропщу: Благославления ищу... А нынче всё и всем прощу, Как птах из клетки отпущу...

Сегодня УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.   (Престольный праздник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, выстоявшего в лихолетья, ПРЕКРАСНОГО и ЖИВОГО сегодня!)    Завершается Успенс

диакон Валентин

Усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 

29 августа по старому стилю(11 сентября по новому стилю), великий праздник

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

Святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом Антипой, правителем Галилеи. О его мученической кончине повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14, 1—12) и Марка (Мк. 6, 14—29).

 

У царя была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева.

 

В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову св. Иоанна Крестителя на блюде. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.

 

Св. Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Злобная Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело св. Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

 

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они погибли.

 

Через много лет после казни св. Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.

 

Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. В дни имп. Константина двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился св. Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.

 

В 452 г. архимандриту монастыря Маркеллу св. Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 24 февраля.

 

Около 850 г., когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой св. Иоанна Златоуста, глава св. Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин,— в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена и перенесена в придворную церковь; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи — 25 мая.

 

Этот день в Православной Церкви - постный.

Ссылка на сообщение
диакон Валентин

Мир всем!

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов) 13-го мая (30-го апреля по старому стилю) Церковь празднует память святителя Игнатия (Брянчанинова).

 

Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Вологодской губернии. Мать родила Дмитрия после продолжительного бесплодия, по горячей молитве и путешествия по святым местам. Детство мальчик провел в уединении сельской жизни, и с ранних лет его тянуло к иноческой жизни. С возрастом его религиозное настроение обнаруживалось все заметнее: оно проявлялось в особенной расположенности к молитве и чтению духовных книг.

Отец мечтал видеть Дмитрия на государственной службе, и отвез его в Петербург для определения в Главное инженерное училище. Дмитрий учился превосходно, и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе. Его способности были самые разносторонние - не только в науках, но и в рисовании и музыке. Но в шуме и суете столичной жизни Дмитрий не изменил своим душевным стремлениям.

Столь же ревностно, как занимался наукой, принялся Дмитрий за изучение древней и новой философии, пытаясь успокоить свое духовное томление, но и на этот раз он не нашел ответа на свои вопросы об Истине и смысле жизни. Тогда Дмитрий обратился к изучение православной веры по писаниям Святых Отцов, святость которых, как и чудесное согласие между ними, стали для него ручательством их верности. Вскоре Дмитрий стал посещать богослужения в Александро-Невской Лавре, где он нашел истинных наставников, понимающих его духовные нужды. Окончательный переворот в его жизни произошел после встречи со старцем Леонидом (впоследствии великим оптинским старцем Львом). Тогда Дмитрий Брянчанинов оставил блеск и богатство аристократической жизни и, вызывая глубочайшее недоумение «большого света», ушел в отставку. Пробыв послушником в нескольких монастырях, он вскоре принял иноческий постриг с именем Игнатий, а затем был назначаем в разные запущенные монастыри и пустыни, которые он неизменно восстанавливал и приводил в цветущее состояние. Одновременно он занялся писанием духовных сочинений, из которых особенно известны его «Аскетические опыты».

В 1857 году св. Игнатий был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского, но из-за постигшей его тяжелой болезни (оспы) он смог пробыть на своей кафедре лишь четыре года. В 1861 году святитель Игнатий вышел на покой, и оставшееся время до конца жизни он посвятил работе над духовными сочинениями. Святитель мирно скончался в 1867 году.

 

 

Труды:

Сочинения еп. Игнатия Брянчанинова, т. 1-5, 3-е изд. СПб, 1905 (Аскетические опыты и Аскетическая проповедь).

Отчетник, 3-е изд. СПб, 1891.

О покаянии (Рус. палом., 1888, № 11, с. 125-126).

Письма преосвященного к близким ему лицам. СПб, 1881.

Письма к Антонию Бочкову, игум. Черемецкому, 1872.

Приношения современному монашеству - правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно душевного иноческого деяния. 7-е изд. СПб, 1907.

Слово о смерти и прибавление к нему. 6-е изд. СПб, 1900.

Приготовление к таинствам исповеди и св. причастия. 3-е изд. СПб, 1900.

О степени скорбей (учение св. отцев). 4-е изд. СПб, 1904.

О кончине мира (три поучения). 5-е изд. СПб, 1907.

 

Литература:

Соколов Л. Епископ Игнатий (Бранчанинов). Киев, 1915.

Путинцев М., прот. Черта из жизни еп. Игнатия Бранчанинова. Душеп. чтен., 1878.

Михаил, архиеп. Епископ Игнатий Бранчанинов. Ж. М. П., 1967, № 5 и 6.

Коваленвский А. Игуменья Емилия, основательница Верхне-Харьковского девичьего монастыр. Душеп. чтен., 1885.

Лесков Инженеры-бессребренники.

Тихон, игумен Искатель, с. 48-50.

Савва, епископ Воспомин. о преосвящ. Леониде, архиеп. Яросл. и Ростов. Харьков, 1877, с. 62-64.

Поселянин Е. Русские праведн. последних веков. СПб, 1917, с. 314.

Вертбицкий Поездка на Валаам. Истор. вестн., 1913, март, с. 988-1015 пр. 997.

Соловьев А. Николо-Бабаевский монастырь, с. 62-74.

Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Св.-Троицк. Серг. Лавра, 1901, т. III, c. 358; 1904, т. V, с. 451-741; 1906, т. VI, с. 58.

Толстой Ю., № 348.

Булгаков, с. 1413.

Строев П., с. 273, 1026.

Денисов, с. 141, 323.

Н. Д., с. 77.

Списки архиереев, № 348.

Историко-стат. свед. о СПб епарх.

Записки русского инока-афонца. Душеп. собес., 1901, с. 179.

Историч. очерк Николаевского Угреш. м-ря. М., 1872, с. 109.

Историч. опис. Моск. Богоявл. м-ря. М., 1902, с. 18.

Церковн. вопросы в России или рус. дух. вед. Браила, 1896, с. 37-38.

Воспомин. архим. Пимена, настоят. Николаевского, что на Угреше м-ря. М., 1877, с. 22-24, 406, 407.

Церковный вестн., 1891, № 34, с. 532.

Ж. П. Б., январь, с. 77-81; апрель, с. 310-326, том доп. 1, с. 249.

Душеп. собесед., 1895, апрель, с. 120.

 

 

Может и ещё есть какие книги, больше пока не нашел.

Читать можно начинать с книги Лескова "Инженеры бессеребренники".

 

А из трудов: "Аскетическая проповедь"

СЛОВО ВО ВТОРНИК ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕЙ НЕДЕЛИ.

ОБЪЯСНЕНИЕ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ: ОТЧЕ НАШ

Ссылка на сообщение
  • 2 недели спустя...

Поздравляю!

 

День ангела сегодня 30/09/05 празднуют Веры, Надежды, Любови и Софьи. Сегодня Православная церковь чтит память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи. Согласно преданию, три сестры и их мать жили во втором веке нашей эры в Италии и пострадали за христианскую веру.

 

Святая София была вдовой-христианкой и назвала своих дочерей именами трех христианских добродетелей. Святая София и ее дочери не скрывали своей веры в Христа. Об этом было донесено императору-язычнику Адриану, и тот повелел привести их в Рим. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде – 10 и Любови – 9 лет) остались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их. Святую Софию подвергли тяжелейшей пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Перенеся невиданные муки, три девочки мужественно встретили свою кончину. Они были обезглавлены (ок.137 г.). Святая София похоронила дочерей и три дня не отходила от могилы, пока сама не умерла от горя. Мощи святых мучениц с 777 г. покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.

 

Несмотря на такую страшную историю, этот праздник всегда воспринимался светло и радостно. Три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества.

 

Сегодня всех женщин, которые носят эти имена, поздравляют с Днем ангела. С давних времен было принято каждой Вере, Надежде, Любови и Софье дарить букеты цветов и шоколадные конфеты. По традиции именинницы отправлялись на утреннюю службу в храм, чтобы почтить своих родителей. В этот день женщинам разрешалось не работать, даже по дому. После службы хозяйки обязательно устраивали пышный обед.

Ссылка на сообщение
  • 2 недели спустя...

14 октября - один из двенадцати самых значительных церковных праздников года - Покров Пресвятой Богородицы.

 

По преданию, в этот день в середине Х века Божья Матерь спустилась по воздуху во Влахернскую церковь Константинополя. Помолившись, Богородица сняла с головы покрывало и простерла его над верующими. Покров стал невидимым, но в храме осталась божественная благодать, защитившая христиан от врагов.

 

«Богословское содержание праздника означает защиту, - рассказывает иерей Андей Зуевский. - Защита от греха, от искушения, потому что любой христианин вам скажет, что грех сильнее его». Покров Пресвятой Богородицы и является такой защитой от зла.

 

Покров день считается покровителем свадеб. Все девушки молятся о скорейшем замужестве и ставят свечки перед иконой Богородицы. Рано утром, выходя из дома, девушка должна была сказать: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня платком». Платок почитался символом замужества.

 

В народе Покров связан со множеством примет. Конечно, прежде всего, на Покров говорят о погоде и, конечно, о снеге. По народной примете, снег сегодня - предвестник холодной и снежной зимы. «На Покров до обеда осень, после обеда - зима. На Покров ветер с севера или востока - к холодной зиме, с юга - к теплой зиме, с запада - к снежной. Не покрыл Покров, не покроет и Рождество».

Ссылка на сообщение
  • 3 недели спустя...

4 ноября – празднование Казанской иконе Божией Матери ( в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.).

Ссылка на сообщение
  • 3 месяца спустя...
Поздравляю всех форумчан с праздником Сретения Господня. Помогай вам Господь во всех ваших делах.

Иоанн! Благодарю! :333: Кстати, сегодня в нашем храме так чудесно прошло праздничное богослужение, приезжали глухие из МО г.Ступино. Удивительно то, что те, кто первый раз в своей жизни попал на службу, молились на ЖЯ, не стыдясь и не смущаясь, значит, по милости Божией перевод понятен глухим... Во какая радость!!! :mpie_prv:

Ссылка на сообщение
Кстати, сегодня в нашем храме так чудесно прошло праздничное богослужение, приезжали глухие из МО г.Ступино. Удивительно то, что те, кто первый раз в своей жизни попал на службу, молились на ЖЯ, не стыдясь и не смущаясь, значит, по милости Божией перевод понятен глухим... Во какая радость!!! :mpie_prv:

Рад за Ваш монастырь! :good: :D
Ссылка на сообщение
кто первый раз в своей жизни попал на службу, молились на ЖЯ, не стыдясь и не смущаясь, значит, по милости Божией перевод понятен глухим... Во какая радость!!! :mpie_prv:

 

Это отлично! Все по милости Божьей.

 

:good:

Ссылка на сообщение
Кстати, сегодня в нашем храме так чудесно прошло праздничное богослужение, приезжали глухие из МО г.Ступино. Удивительно то, что те, кто первый раз в своей жизни попал на службу, молились на ЖЯ, не стыдясь и не смущаясь, значит, по милости Божией перевод понятен глухим... Во какая радость!!! :mpie_prv:

 

Я рад за Вас и за ваш монастырь. Вы делаете большое и нужное дело, и пусть у вас все будет хорошо, несмотря ни на какие трудности. А перевод... Конечно понятен, ведь это их родной язык! А у вас в Симоновом, на мой взгляд, с этим дело обстоит очень даже здорово. :D .

Ссылка на сообщение

Татьяна, скажите, пожалуйста, Великий пост будет длиться с 6 марта по 25 апреля включительно? Пасха 25 апреля? И ещё: что приемлемо из пищи в дни Великого поста? Рыбу можно есть? А масло подсолнечное? Заранее благодарю.

Ссылка на сообщение
Татьяна, скажите, пожалуйста, Великий пост будет длиться с 6 марта по 25 апреля включительно? Пасха 25 апреля? И ещё: что приемлемо из пищи в дни Великого поста? Рыбу можно есть? А масло подсолнечное? Заранее благодарю.

Нати, ошибочка вышла по моей невнимательности. Пасха 23 апреля, праздник, в воскресенье, поста нет.

 

Простите, я не батюшка. Ибо в каждом приходе пост по-своему, с благословления настоятеля. Только могу подсказать, что Великий Пост очень интересный, в смысле, что можно запутаться, что можно вкушать, а что нет, поэтому каждый говеющий идет в свой приход каждую неделю, а там с амвона батюшка объявляет, что есть, а что нельзя на одну неделю... Поэтому самый оптический выход - выбрать приход и быть постоянной прихожанкой, выполнять все, что там благословлено настоятелем. Если Вы не слышите - чем не помеха, добро пожаловать в Симонов монастырь... :)

Ссылка на сообщение
  • 3 месяца спустя...

Мир всем!

Вчера и сегодня православные празднуют праздник Сошествия Святого Духа на апостолов. Этот день еще называют Днем рождения Церкви. Хочется пожелать всем духовного преуспеяния и обильных благодатных даров Святого Духа.

Думаю, будет интересно прочитать о истории праздника и связанных с ним традициях.

ИЗ ИСТОРИИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ДНЯ СВЯТОЙ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Установление праздника Пятидесятницы современно началу самой Церкви Христовой, но и у иудеев он был одним из трех великих годичных праздников (см. книги Исход 23 гл., стихи 14, 16, 17; Второзаконие 16, 16). Ко дню Пятидесятницы заканчивалась жатва, начинавшаяся с праздника Пасхи, поэтому 50-й день после первого дня Пасхи был собственно праздником окончания жатвы, в который по закону должно было приносить Богу благодарственную жертву от плодов земных (Исход 23, 16; Числа 28, 26). В последующие времена с этим праздником стало соединяться и воспоминание о даровании Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Праздник был торжественным и радостным (Втор. 16, 11), и паломники в великом множестве стекались в Иерусалим. Среди них можно было встретить прибывших из Рима, Египта, Крита, Месопотамии, из всех областей Малой и Западной Азии, — из «всякаго народа под небесами», не только иудеев, но и прозелитов, т. е. обращенных из язычества (Деяния апостолов 2, 5, 9-10; 20, 16)

В 10-й день по Вознесении Иисуса Христа, во время иудейского праздника Пятидесятницы, в третьем, а по нашему счислению — в девятом часу утра, когда народ обыкновенно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, все ученики были собраны в Иерусалиме, в горнице (Деяния апостолов 1, 13), находившейся «на горе Сионской». И вот «бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну», т. е. как бы от несущегося сильного ветра. Шум этот наполнил весь дом, где находились не только апостолы, но, по изъяснению святителя Иоанна Златоуста, и прочие верующие во Христа (Деяния апостолов 1, 16). В то же мгновение среди дома в воздухе появилось множество языков огненного цвета; носясь над головами учеников, они опустились на них и опочили. Это не были действительно огненные языки, — они были «яко огненны», т. е. имели вид огня; они лишь светили, но не жгли. Непосредственно за этим, или даже вместе с этими внешними явлениями, последовало внутреннее, совершившееся в душах верующих событие: «исполнишася вси Духа Свята».

При сошествии Святого Духа на апостолов бурное дыхание было ближайшим предвестием, а явление огнецветных языков — видимым знамением пришествия Святого Духа. Будучи чистейшим и безтелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы ощутительнее явить Свое присутствие. «Ибо, — рассуждает святитель Григорий Богослов, — как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо». Но «да не подумает кто либо, поучает святитель Лев Великий, — что в том, что было видимо телесными очами, явилось само Божественное существо Святого Духа... То, что собственно принадлежит до существа Его, сокрыто в Его Божестве, потому что взор человеческий, как не может зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа». Само же сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы не было случайным, ибо в какое время прежде дан был закон, в такое же время надлежало в изобилии излиться и благодати Духа на верующих во Христа: это было завершением искупления и спасения Богом человека.

Как скоро огонь Божественный возгорелся в душах верующих, они исполнились святого восторга и в ответ на дар неба вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. И все они «начаша глаголати иными языки, яко-же Дух даяше им провещавати»: каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь дотоле ему неизвестном языке — на языке страны, где он никогда не жил и языка которой не изучал. Сила Духа Святого прежде всего обнаружилась даром языков, потому что этот дар прежде всего был необходим для апостолов, чтобы они могли распространять Евангельскую проповедь во всем мире.

В память столь чудесного события этот день называется днем сошествия Святого Духа на апостолов. Называется этот праздник еще и Троицыным днем, так как с явлением Святого Духа открылось людям в яснейшем свете таинство Святой Троицы, и святая Церковь, уча нас православно и благочестно исповедовать Пресвятую Троицу, в своих молитвословиях и песнопениях этого дня чествует и прославляет все три Лица Святой Троицы: Бога Отца, пославшего Святого Духа; Бога Сына Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, а во-вторых, потому, что и после христианской Пасхи этот праздник приходится на 50-й день.

Вместе с тем день этот является и днем рождения святой Церкви. «Светло и торжественно, — говорит святитель Феофан Затворник, — празднует святая Церковь сошествие Святого Духа на апостолов. И как ей не праздновать? Потому что Духом Святым собственно создана Церковь Божия на положенном в Господе Иисусе Христе основании. Им окончательно открыты и уяснены апостолам тайны царствия и все учение христианское, Им побеждены все языки и приведены в послушание вере, Им дарованы все силы, Им изречены все уставы и учреждения к укреплению и ограждению верующих, Им доселе хранится целым и не поврежденным залог нашего спасения. Воспоминая сие великое дело Божие, святая Церковь не может не ликовать и не воспевать великую к ней Божию милость».

Апостолы, облеченные в день Пятидесятницы силой свыше, не могли, конечно, забыть этого великого дня и не отличать его особенным празднованием, так что установление праздника восходит к временам апостольским. С давних времен день Святой Троицы праздновался торжественно; особенную торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день крещение над оглашенными.

В IV веке были составлены святителем Василием Великим читаемые и доныне на вечерне молитвы. Читать эти молитвы с коленопреклонением установлено не на Литургии, а на вечерне, которая относится уже к следующему дню, поскольку в дни Пятидесятницы не полагается преклонять колена. С другой стороны, чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к трезвеннейшему и целомудреннейшему совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, вечерню положено совершать вслед за Литургией, не относящейся собственно к празднику святой Пятидесятницы, так что тем самым праздничное течение всей службы не нарушается. Само же богослужение на день Святой Троицы составлено трудами свв. Григория Богослова (IV в.), Романа Сладкопевца (VI в.), Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII в.), Феофана, митрополита Никейского (IX в.), и императора Льва (X в.). К особенностям праздника святой Пятидесятницы относится обычай украшать храмы и дома верующих ветвями деревьев, травой и цветами (украшение молодыми березками установлено не церковными правилами, а народным обычаем). Так праздновала Пятидесятницу Церковь ветхозаветная, сообразно с этим обычаем, вероятно, была украшена и Сионская горница, в которой апостолы в этот праздник приняли Святого Духа. Отсюда этот обычай распространился и во всей Церкви. Молодые ветви, трава и цветы приносятся Богу, как начатки возобновляющейся весны, но вместе с тем служат символом Церкви Христовой, которая с явлением в ней благодати Святого Духа процвела, по выражению церковной песни, «яко крин», и указывают на обновление людей силой снисшедшего Духа Святого, служа символом самой Его благодати, которую мы испрашиваем в этот день и которая, будучи воспринята душой истинно-верующего, благоухает в нем многоразличными дарами духовными и делами благочестия.

Ссылка на сообщение
  • 1 месяц спустя...

А еще в этот день прихожане питерской общины отмечают престольный праздник! Сердечные им поздравления!

Ссылка на сообщение

Спасибо о. Виссарион! Спасибо Александр, всем спасибо!

Я к сожалению сейчас не в родном для меня храме, а в Троице-Сергиевой Лавре и не смог встретить этот великий праздник вместе с нашей общиной глухих. но знаю что всё прошло хорошо и что все молились о нас, путешествующих.

Ссылка на сообщение
  • 10 месяцев спустя...

Святитель Николай Чудотворец

 

9 мая / 22 мая — перенесение мощей

 

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бар).

 

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

 

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

 

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

 

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе — все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

 

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно...

 

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

 

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

 

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия.

 

В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

 

В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть (знает) великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».

Тропарь перенесению мощей, глас 4-й

 

Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш великий, Николае.

 

Кондак, глас 3-й

 

Взыде яко звезда от востока до запада, твоя мощи, Святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемлет тобою благодать: нас бо деля явился еси чудотворец изящный, предивный и милостивый.

Ссылка на сообщение

Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

 

11 мая / 24 мая

 

Житие

 

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем мона ш ество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия). Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

 

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

 

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего, брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

 

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

 

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возраст ы 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело — просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

 

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии — Велеград.

 

Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

 

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников — Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках. — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.

(Из "Настольной книги священнослужителя")

 

Тропарь, глас 4-й

 

Яко апостолом единонравнии и словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите вся языки словенския утвердити в православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.

 

Кондак, глас 3-й

 

Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших, из негоже даже до днесь неоскудно почерпающе, ублажаем вас Кирилле и Мефодие, престолу вышняго предстоящих и тепле молящихся о душах наших.

Ссылка на сообщение

Епифания,

епископа Кипрского

 

12 мая / 25 мая

 

Житие

 

Святитель Епифаний, епископ Кипрский, жил в IV веке в Финикии, по происхождению был еврей, в молодости получил хорошее образование. Он. обратился к христианской вере после того, как увидел одного монаха, по имени Лукиан, отдавшего нищему свою одежду. Пораженный милосердием монаха, Епифаний просил наставить его в христианстве. Он принял Крещение и удалился в монастырь, устроенный его наставником Лукианом. В монастыре он подвизался под руководством опытного старца Илариона, занимался перепиской греческих книг, преуспевая в иноческой жизни. Святой Епифаний за свои подвиги сподобился дара чудотворений, но, чтобы избежать людской славы, он удалился из обители в пустыню Спанидрион. Там его захватили разбойники и три месяца держали в плену. Своим словом о покаянии святой привел одного из шайки разбойников к святой вере в Истинного Бога. Когда святого подвижника отпустили, с ним ушел и разбойник. Святой Епифаний привел его в свой монастырь и крестил с именем Иоанн. С тех пор он стал верным учеником святого Епифания и тщательно записывал жизнь и чудотворения своего наставника. Молва о праведной жизни святого Епифания распространялась далеко за пределы обители. Святой вторично удалился в пустыню вместе с Иоанном. Но и в пустыню к нему стали приходить ученики. Так возникла новая обитель. Через некоторое время святой Епифаний и Иоанн предприняли путешествие в Иерусалим для поклонения его святыням и оттуда возвратились в монастырь Спанидрион. Жители города Ликии послали к святому Епифанию инока Поливия передать их просьбу занять епископский престол вместо умершего архипастыря. Однако прозорливый подвижник, узнав об этом намерении, тайно удалился в Пафийскую пустыню к великому подвижнику Илариону (память 21 октября), под руководством которого он подвизался в молодые годы. Святые два месяца провели в совместных молитвах, а затем Иларион послал святого Епифания в Саламин. Там епископы собрались для избрания нового архиерея вместо недавно скончавшегося. Старейшему из них, епископу Паппию, Господь открыл, что епископом следует избрать пришедшего в город инока Епифания. Когда Епифания нашли, святой Паппий ввел его в церковь, где по послушанию воле участников собора Епифаний должен был дать свое согласие. Так состоялось возведение на епископскую кафедру Саламина святого Епифания около 367 года.

 

Святитель Епифаний прославился на архиерейской кафедре великой ревностью о вере, любовью и милосердием к бедным, простотой нрава. Он много претерпел от клеветы и зависти некоторых из своих клириков. За чистоту своей жизни святитель Епифаний получил дарование видеть во время Божественной литургии наитие Святого Духа на Святые Дары. Однажды Святитель, совершая Таинство, был лишен этого видения. Тогда он подозвал одного из клириков и тихо сказал ему: «Выйди, сын мой, ибо ты сегодня недостоин присутствовать при совершении Таинства».

 

На этом событии прервались записи его ученика Иоанна, так как он заболел и скончался. Дальнейшее описание жизни святителя Епифания продолжил второй его ученик Полувий (впоследствии епископ Ринокирский).

 

В конце жизни святителя Епифания по проискам императрицы Евдоксии и Александрийского патриарха Феофила вызвали в Константинополь на собор, который был созван для суда над великим святителем Иоанном Златоустом (память 14 сентября и 13 ноября). Но святитель Епифаний, не желая быть участником беззаконного собора, покинул Константинополь. Во время плавания на корабле Святитель почувствовал приближение своей смерти, он преподал своим ученикам последнее наставление — соблюдать заповеди Божии и хранить ум от нечистых помыслов — и через двое суток скончался. Жители города Саламина с рыданиями встретили тело своего архипастыря и 12 мая 403 года с честью погребли в новой церкви, возведенной Святителем.

 

Седьмой Вселенский Собор наименовал святителя Епифания отцом и учителем Церкви. В творениях святителя Епифания «Панарий» и «Анкорат» содержится опровержение арианской и других ересей. В других сочинениях встречается много драгоценных церковно-исторических преданий и указаний на греческие переводы Библии.

 

 

(Из "Настольной книги священнослужителя")

 

Тропарь, глас

Нет.

 

Кондак, глас

Нет.

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...