Перейти к контенту
Пространство слуха -товары для людей с потерями слуха и зрения -интернет магазин

Православные праздники


Татиана

Рекомендуемые сообщения

  • Ответы 114
  • Создана
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

  • Игорь34

    29

  • Татиана

    24

  • Евдокия

    7

  • диакон Валентин

    6

Лучшие авторы в этой теме

Популярные сообщения

19 декабря  верующие православной Церкви отмечают День Святителя Николая, архиепископа из Мир Ликийских в день его преставления   19 декабря православные и католики всего мира празднуют день Никола

Напрасно во грехе ропщу: Благославления ищу... А нынче всё и всем прощу, Как птах из клетки отпущу...

Сегодня УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.   (Престольный праздник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, выстоявшего в лихолетья, ПРЕКРАСНОГО и ЖИВОГО сегодня!)    Завершается Успенс

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕРМОГЕН (ГЕРМОГЕН), ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ, ЧУДОТВОРЕЦ († 1612)

Прославление сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913).

 

Память его празднуется 17 февр. в день преставления, 12 мая в день прославления и 5 окт. вместе с Собором пяти московских святителей и всея России чудотворцев.

 

После свержения татарского ига (1480) и падения Золотой Орды на Волге образовались небольшие ханства: Казанское и Астраханское. Оттуда татары совершали набеги на Русь, грабили и уводили пленных. Будущий Патриарх всея России Ермоген (Гермоген) родился в Казани в 1530 г. и был наречен во святом Крещении Ермолаем. Отец его принадлежал к тем отважным русским людям, которые не боялись селиться в этом разбойничьем гнезде. Детство и юность будущего Первосвятителя земли Русской прошли среди суровых рассказов и впечатлений: за год до его рождения на русском кладбище был погребен юный пленник Иоанн, замученный за веру (память его 24 янв.). Когда Ермолай был уже взрослым, татары замучили двух его новокрещеных сограждан-татар - Петра и Стефана (память их 24 марта). На его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленных. Наконец в 1552 г. царь Иоанн Васильевич IV завоевал Казань. Тогда только смогло облегченно вздохнуть христианское население Казани. Была учреждена Казанская епархия. Ермолай удостоился лично знать и быть в духовном общении с великими просветителями своего родного города: это был казанский первосвятитель архиепископ Гурий, кроткий молитвенник и ревностный проповедник- радетель просвещения (память его 4 окт.); помощником его был, во-первых, архимандрит Герман (память его 6 нояб.), преемник его по кафедре, известный своей просвещенностью и неустрашимостью. Друг и заступник священномученика Филиппа, митрополита Московского, он и сам стал священномучеником, будучи зарублен за него опричниками 6 ноября 1568 г. Будущий Патриарх Ермоген, положивший душу свою за землю Русскую, был его учеником: он окончил школу в Зилантьевом монастыре, основанном архимандритом Германом, и всегда называл его своим "учителем".

 

Вторым помощником архиепископа Гурия был строгай подвижник архимандрит Варсонофий (память его 4 окт., вместе со святителем Гурием), из иноков московского Спасо-Андроникова монастыря, основатель казанского Спасо-Преображенского монастыря. Он был искусным врачом, знал хорошо татарский язык, и его особенно любило татарское население за его милосердие. Когда - уже в сане епископа Тверского - он жил в своем Спасском монастыре на покое, Ермолай, бывший в то время священником, посетил его, и святитель Варсонофий предсказал ему, что он будет в Казани митрополитом.

 

Под влиянием тяжелых впечатлений ранней юности и быстро прошедших благодатных годов молодости и сложился облик будущего Патриарха всея России - священномученика Ермогена.

 

В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань. В это время о. Ермолай в сане протопопа был настоятелем Никольской Гостинодворской церкви. Находилась она в торговой части города, которая усердно посещалась "гостями", то есть купцами из разных стран Европы и Азии, и о. Ермолай имел возможность присмотреться к чужеземцам и изучить их отношение друг ко другу, что оказалось столь важным для его последующей государственной деятельности.

 

После пожара, который начался с дома стрельца Онучина, девятилетней его дочери Матроне явилась во сне Пресвятая Богородица, открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, и указала место, где его найти. Сначала родители не обратили внимания на рассказ ребенка, но чудесное явление повторилось трижды, причем в третий раз оно сопровождалось угрозами. Тогда мать повела Матрону к митрополиту Казанскому Иову и объявила ему о бывшем ее дочери чудесном явлении. По благословению митрополита все духовенство города в сопровождении огромной толпы народа направилось к дому Онучиных. Сейчас же начались раскопки, но найти святую икону не могли. Тогда копать начала Матрона - и немедленно обрела икону. Она была необыкновенной красоты и сияла свежими красками, точно только что была написана. Митрополит благословил Матроне извлечь ее из земли и, взяв на руки, передал о. Ермолаю как старейшему и наиболее почитаемому городскому священнослужителю. Приняв с благоговением святую икону, о. Ермолай высоко поднял ее над головой и в сопровождении всего крестного хода понес на городскую площадь, где и осенил ею на четыре стороны весь собравшийся народ. Тропарь новоявленной иконе Божией Матери Казанской и историю ее явления написал о. Ермолай. Тропарь "Заступнице усердная" знала вся Святая Русь.

 

Медленно восстанавливалась разрушенная Казань. В это время овдовевший о. Ермолай принял постриг, с наречением ему имени Ермоген, в московском Чудовом монастыре - месте будущего подвига. Его немедленно возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, который также пострадал от пожара и требовал восстановления. Но в 1589 г. скончался митрополит Казанский Иов, и на Казанскую кафедру был назначен архимандрит Ермоген.

 

Новый святитель с ревностью продолжал труды своих великих предшественников. Он возобновил почитание свв. мучеников Казанских Иоанна, Петра и Стефана, составил летопись христианской Казани; основал много церквей и монастырей, и в числе их женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской на месте ее обретения, причем юная Матрона Онучина вступила в число ее сестер и стала потом его настоятельницей. Через несколько лет святитель Ермоген поехал в Углич открывать мощи св. благоверного князя Романа (память его 23 февр.). В это время в России произошли важные события. В 1591 г. был убит в Угличе брат царя Феодора Иоанновича, последнего царя из рода Рюриковичей, - царевич Димитрий, наследник русского престола; а в 1598 г. скончался сам царь Феодор. Наследовавший ему царь Борис Годунов умер в 1605 г., и в том же году был убит его юный сын, царь Феодор. Тогда на русский престол вступил самозванец, известный под именем Лжедимитрия I, потому что он выдавал себя за убитого царевича Димитрия. Жену свою Марину из рода Мнишков, польку и католичку, он желал короновать, но натолкнулся на сильное противление митрополита Казанского Ермогена, так как русская царица должна была быть православной. Через год, в 1606 г., Лжедимитрий быт убит, и царем был провозглашен князь Василий Шуйский, а митрополит Ермоген возведен в сан Патриарха всея России вместо ставленника Лжедимитрия - слабовольного Патриарха Игнатия, родом грека. В это время в Старицком монастыре жил на покое сведенный с падением Годуновых с патриаршего престола первый Патриарх всея России Иов.

 

Став Патриархом, святитель Ермоген восстановил в Москве сгоревшую книгопечатню, начал исправление богослужебных книг, велел переводить их с греческого, писать летописи и сам лично следил за печатанием. Было напечатано Святое Евангелие и Жития святых от сентября до декабря. Он занимался в богатой библиотеке Чудова монастыря и написал историю канонизации митрополита Московского Алексия. Творения его, напечатанные в 1913 г., свидетельствуют о его глубоких познаниях богословских и исторических. Он был талантливый проповедник, только голос его был глухой и слабый. Много он потрудился и в упорядочении церковной жизни.

 

Святейший Ермоген разделял с царем Василием Шуйским труд по управлению Россией, но нравственной связи у царя с народом не было. Он был провозглашен царем небольшой кучкой своих сторонников, и голоса всей земли не было за ним. Слабый, нерешительный, он не имел ни одного достоинства для привлечения народной любви. Патриарх знал все это, но в то же время понимал, что Василий IV Иоаннович все-таки законный царь, и всеми мерами старался его поддерживать.

 

Тяжелое время переживала тогда Русь: не успел царь Василий IV вступить на престол, как распространился слух, что Лжедимитрий спасся от смерти, и в Новгороде-Северском началось восстание; оно стало быстро распространяться. Мятежники под водительством Ивана Болотникова и князя Шаховского шли на Москву. В это время одному священнику было откровение, что за покаяние Господь помилует Русь. Патриарх назначил особые моления и пост, и неожиданно отряд стрельцов в 200 человек разбил главные силы мятежников. Но надлежало разрешить народ от анафемы, которою связал его Патриарх Иов за нарушение присяги дому Годуновых и за убийство юного царя Феодора Борисовича. По приглашению Святейшего Ермогена бывший Патриарх Иов приехал в Москву. Оба Патриарха совместно выработали чин покаяния. В Успенском соборе Святейший Ермоген в полном облачении стал на своем месте, а рядом с его кафедрой стал бывший Патриарх Иов, в бедной иноческой рясе. Все плакали, когда архидиакон читал акт народного покаяния и разрешения Патриарха Иова. Потом к нему обратился царь и народ. - "Прости нас, прости и благослови". И Иов простил. "Чада, - сказал он, - молю вас больше такова не чинити и клятвы ваши не преступати..." Однако же через 2 месяца восстание началось опять. Мятежники были разбиты. Патриарх Ермоген настаивал, чтобы был взят Новгород-Северский, где в то время появился Лжедимитрий II, и самое гнездо мятежа в корне уничтожено. Но царь, по вялости своей, его не послушал, и новый Лжедимитрий появился под самой Москвой и основал свой лагерь в подмосковном селе Тушине, откуда и прозвище его - Тушинский вор. Оттуда его шайки делали разбойничьи набеги в самую глубь России, а одна из них, под водительством Сапеги, осадила Троице-Сергиеву лавру. С трудом удалось Патриарху добиться, чтобы осажденным была послана небольшая помощь. В то же время, вопреки его советам, был сделан новый промах: царь заключил союз с королем шведским Карлом IV, личным врагом польского короля Сигизмунда, у которого он отнял наследственный шведский престол, а результатом этого союза был поход Сигизмунда против России.

 

Началась полная разруха: часто в одной и той же семье одни были за царя Василия, а другие за Тушинского вора. Марина Мнишек признала его своим мужем и убежала к нему в Тушино. Патриарх боролся со злом увещаниями, проповедями и, наконец, отлучениями, что было самым сильным оружием в руках его. Поляки отрезали подвоз продовольствия к Москве, и начался голод. Цены страшно поднялись. Патриарх приказал продавать народу по низкой цене лаврские запасы ржи, которые были в Москве, но этого было мало. Началось возмущение против Шуйского. Часто в сопровождении своего сотрудника, старицкого архимандрита Дионисия (память его 10 мая), Патриарх выходил к толпе и успокаивал ее. Одно время казалось, что положение улучшается: народный любимец - молодой воевода князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский очистил весь север России от тушинских шаек и освободил лавру (см. 13 янв., житие прп. Иринарха).

 

Вор бежал в Калугу. Поляки от него отказались, но непонятная скоропостижная кончина князя Михаила и поражение русских войск, посланных на освобождение осажденного Смоленска, решили судьбу Шуйского. Вспыхнул страшный мятеж, - его низложили и насильно постригли в монахи. Обеты вместо него произносил князь Тюфякин. Это кощунство, против которого он был бессилен, страшно возмутило Патриарха, который никогда не хотел признавать иноком царя Василия, а признавал бы таковым Тюфякина. "Я тебя освобожу от монашеской рясы", - говорил он. Бывшего царя заточили в Иосифо-Волоколамский монастырь. Таким образом, Патриарх Ермоген стал начальным человеком на Руси. Но самые мрачные предчувствия его осуществились. Смута на Руси дошла до крайности. В Москве образовалось временное правительство из бояр, которому предстоял выбор между требованиями короля Сигизмунда и Вора. Но Вор был открытым противником всякого порядка, и за него стояла голытьба. Поэтому бояре склонились на сторону поляков и избрали царем королевича Владислава, сына Сигизмунда. Патриарх протестовал: он хотел видеть царем юного Михаила Феодоровича Романова, сына архиепископа Ростовского Филарета - в миру Феодора Никитича Романова, племянника первой жены Иоанна Грозного, царицы Анастасии, - но бояре настояли на своем.

 

Был подписан договор, по которому Владислав избирался русским царем под непременным условием принять православие, а поляки обещали неприкосновенность православной веры и русских обычаев. Патриарх уступил скрепя сердце: он не верил в искренность бояр. После принесения присяги в Успенском соборе к Патриарху подошли под благословение во главе с Салтыковым бояре, тайные сторонники Сигизмунда, подписавшие договор, но Патриарх подозревал их намерение: он дал им благословение лишь под условием, что они не будут посягать на целость земли Русской и на Православную Церковь. "Иначе, - сказал он, - проклятие нашего смирения да будет с вами!" Салтыков проливал притворные слезы и клялся в своей искренности. Патриарх смягчился и благословил, но, увидев среди них убийцу царя Феодора Годунова, приказал выгнать его из церкви. После этого поляки прогнали Вора в Калугу, но бояре под предлогом, что в Москве может начаться восстание, решили впустить польское войско в город.

 

Патриарх боролся против них, сколько мог; он собрал на заседание служилых людей и дворян, своих сторонников, и представителей среднего класса; спорили долго, но мнение бояр победило, и опять Патриарх должен был против своей воли уступить.

 

Тщетны были также его усилия спасти бывшего царя Василия Шуйского, которого решено было отправить пленником в Польшу, где он и умер. А к Сигизмунду было отправлено под Смоленск посольство с митрополитом Ростовским Филаретом и князем Голицыным во главе. Наказ послам был дан самим Патриархом. Но как только они прибыли, им стало ясно, что ни одной статьи договора поляки не исполнят. Об обращении Владислава в православие не было и речи; впрочем, поляки решили заставить русских присягнуть не ему, а самому Сигизмунду, который уже смотрел на Русь как на свою собственность и раздавал в ней земли своим сторонникам. Кончилось тем, что митрополита Филарета и князя Голицына за их непоколебимость подвергли заключению и стали требовать сдачи Смоленска, который защищал боярин Шеин. Послы добились разрешения послать за инструкциями в Москву. Но там поляки вели себя как завоеватели и оскорбляли религиозное чувство русских. В Москве составилось временное правительство из бояр, но исключительно сторонников Сигизмунда, получавшее распоряжения от него непосредственно. Неудивительно, что они решили во всем уступать королю.

 

Патриарх, однако, пригрозил им анафемой и сказал, что если Владислав не примет православия, то он освободит всех русских от присяги и прикажет городам подняться против Москвы. Салтыков замахнулся на него кинжалом. Тогда Патриарх возвысил голос. "Не боюсь я твоего кинжала, - сказал он. - Вооружаюсь на него силою Святого Креста. Будь проклят с твоими сообщниками и тем, кого ты желаешь". Салтыков испугался, чтобы об этом не узнали в народе, и испросил прощение. Это произошло 1 декабря. На другой день Патриарх собрал у себя представителей посадского мира и объяснил им положение вещей, - решили королю не покоряться. 23 декабря послы получили ответ от временного правительства из Москвы, но подписи Патриарха, "начального человека", в нем не было, и митрополит Филарет, и князь Голицын отказались его признать. Между тем под тяжелым давлением иноплеменников стали пробуждаться нравственные силы народа. В это время вышла "Новая Повесть" неизвестного автора, открыто призывавшая народ к вооруженному восстанию. "Что вы стали? - пишет он. - Что вы оплошали? Или вы хотите, чтобы тот великий столп вам повелел святыми своими устами восстать против врага и пролить кровь? Но этого, - поясняет автор повести, - ему не позволяет его священный сан". Однако же Святейший Ермоген именно это и сделал. Как и все русские люди, он понимал, что этот вопрос разрешить можно только оружием. И он обратился с призывом к народу и в своих посланиях к городам освобождал всех от присяги Владиславу.

 

Со своей стороны писали и послы из-под Смоленска, объясняя истинное намерение короля Сигизмунда. Тушинский вор был к тому времени в Калуге убит, и народное движение захватило даже его бывшие шайки: они присоединились к ополчению и с ним вместе шли на Москву. Города обменивались посланиями, призывая друг друга к восстанию за веру и родину. "А кто умрет, - писали они, - будет новым мучеником". Тогда поляки и бояре-изменники с Салтыковым во главе стали требовать с угрозами, чтобы Патриарх приказал ополчению разойтись, но он им ответил, что все они, поляки и изменники, должны сами оставить Москву.

 

В Вербное воскресенье (17 марта 1611) обычное шествие Патриарха на осляти произошло в необычайной обстановке: опасаясь кровопролития, Патриарх тайно распорядился, чтобы не являлось ни духовенство, ни народ, и шествие совершилось в присутствии лишь вооруженных иностранцев - поляков и немцев. Настроение в городе было страшно напряженное, и через два дня произошла страшная резня из-за самого пустого повода; видя, что они с восставшими не справляются, поляки сожгли весь город, кроме Китай-города и Кремля, где они затворились с боярами. Патриарха же заключили в монастырь под польскую стражу. В это время ополчение уже подошло и начало осаду Кремля и Китай-города. Поляки стали грозить Патриарху, что уморят его, если он не прикажет ополчению уйти. Он ответил: "Что вы мне грозите? Я боюсь одного Бога. Если вы уйдете, я им прикажу уйти, разойтись, а иначе прикажу остаться и умереть за веру. Вы мне обещаете жестокую смерть, но через нее я надеюсь получить венец. Давно я уже желаю пострадать за истину". Тогда поляки заточили его в тесный погреб в Чудовом монастыре и выдали его злому его врагу - Салтыкову, который стал его теснить. Но в ополчении началась разруха: предводитель его, рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, был убит казачьим атаманом Иваном Заруцким и ополчение стало расходиться. Казаки опять принялись за свои грабежи.

 

Наступили самые черные, мрачные дни для России. Смоленск был взят поляками, Новгород - лжесоюзниками шведами, в Пскове появился новый самозванец. Прошел слух, что казаки хотят провозгласить царем сына Марины Мнишек и Тушинского вора. Тогда восьмидесятилетний Патриарх обратился из своего заточения к русским людям с последним своим призывом. "Писать в Казань к митрополиту Ефрему, - писал он в нем, - чтобы писал в полки к боярам и казакам, чтоб крепко стояли за веру и не пускали сына Маринки на престол, - не благословляю! Писать в Вологду к властям и святителю Рязанскому тоже, чтобы в полки писали и к боярам, чтобы уняли грабеж, блюли братство, клали живот за Дом Пречистая (так русские называли свою родину), как обещали. Да и во все города пишите, чтобы писали во все города, в полки и боярам, чтобы сына Маринки не пускали на престол. Говорить везде моим именем". Чувствуется, с какой лихорадочной поспешностью написано это послание и что ни одной минуты терять было нельзя.

 

Письмо это Патриарх послал с двумя верными смелыми людьми, которые, рискуя жизнью, тайно посещали его в его заточении. Он сам называет их "бесстрашными людьми". Они приносили ему из городов грамоты, передавали его послания и исполняли устные поручения. Он им верил как прямым, отважным и верным людям. Потомство должно запомнить их имена: это были боярский сын, то есть военный, Роман Пахомов и посадский человек, то есть горожанин, из города Свияжска Родион Моисеев. О них Патриарх пишет в том же послании: "Прислать прежних, которых присылали ко мне с грамотами, "бесстрашных людей" свияжанина Родиона Моисеева и Романа Пахомова... А им в полках говорить бесстрашно, что Маринкин сын ненадобен... В города с грамотами посылать же и велеть говорить им моим словом. А вам всем благословение и разрешение в этом веке и будущем за то, что стоите за веру непоколебимо, а я должен за вас Бога молить",

 

Отпуская своих верных посланцев, Патриарх благословил их со словами: "Если вы пострадаете за веру, Бог вас простит и отпустит вам грехи ваши в сей жизни и будущей..." Действительно, сын Тушинского вора и Марины был ставленником казаков, и оба посланца знали, какая страшная опасность им грозила за это послание в казачьих таборах. Однако же послание Патриарха они за его молитвы благополучно принесли в Нижний Новгород 12 января 1611 г. Оно-то и вызвало знаменитое народное движение под предводительством Космы Минина и князя Пожарского, которое и спасло Россию. Из своей тюрьмы молился за них Патриарх. Современники говорят, что, когда он молился за родину, слезы градом струились по его лицу.

 

Как только в Москве узнали, что приближается новое ополчение, поляки и изменники приступили опять к Патриарху со своими домогательствами и угрозами. Но Патриарх сказал им: "Да будут благословенны те, которые идут освобождать Москву, а вы, окаянные изменники, будьте прокляты". Тогда начался мученический подвиг Святейшего Патриарха Ермогена. Его лишили человеческого питания и с издевательствами бросали в его темницу сноп овса и немного воды. 17 февраля 1612 г. Святейший Патриарх Ермоген скончался от голода. Погребли его в Чудовом монастыре. Еще при жизни он успел распорядиться, чтобы в ополчение была принесена Казанская икона Божией Матери. 22 октября был освобожден Китай-город, а 26-го сдался Кремль. Но радость победителей была омрачена кончиной Патриарха. Первым в Успенский собор поспешно вошел в латах ближний его боярин - князь Хворостинин, бывший в ополчении, и взволнованно спросил: "Покажите мне могилу отца нашего! Покажите мне могилу начальника нашей славы!" И когда ему ее показали, он, припав к ней, долго и горько плакал.

 

Святейший Ермоген стал сразу же почитаться как местный московский святой. В 1652 г. мощи его были обретены нетленными и благоухающими и были перенесены в Успенский собор. После отступления Наполеона из Москвы в 1812 г. святые мощи его были найдены выброшенными из гробницы. В третий раз они были обретены нетленными во время реставрации Успенского собора перед коронацией императора Александра III. К лику святых он был причислен 12 мая 1914 г. Чудесные исцеления, подаваемые им, никогда не прекращались. Так, незадолго до прославления его некая г-жа Гаух (в Москве) - бывшая уже в агонии, - после того как прочитали отходную, вдруг села на кровати и протянула руки как бы для получения благословения. Придя в себя, она рассказывала, что ей явился Святейший Ермоген, велел ей молитвенно призывать его и сказал ей, что Господь ее спас и исцелил. Он трижды благословил ее и стал невидим. Все врачи признали выздоровление ее чудесным.

 

Во время торжеств прославления мощей новоявленного угодника Божиих чудес совершилось столько, что было невозможно их записывать, тем более что они творились в бесчисленной толпе у самой раки. Но по возможности их все-таки отмечали. Так, например, исцелился от костного туберкулеза восьмилетний мальчик Николай Савельев, страдавший им с двух лет. Как только он приложился к раке святителя, он оставил свои костыли и ушел один, без посторонней помощи. Так же бросил свои костыли офицер, искалеченный в японскую войну, и ушел здоровым. Сохранился портрет Святейшего Ермогена: он изображен со строгим, проникновенным взглядом.

 

 

желание народа- закон

Ссылка на сообщение

Троицкая родительская суббота 13/26 мая 2007

 

Царство небесное, вечная память всем усопшим братьям и сестрам нашим. Накануне праздника Пресвятой Троицы Церковь приносит сугубую молитву за них. Молитва драгоценный дар человеку, чтобы он мог войти в присутствие Бога Отца. Молитва наша связь с Богом. Молитвой мы узнаем, что Бог есть любовь, весь любовь, свет, в котором нет никакой тьмы. И когда мы молимся, наших глубин касается Его любовь. Она научает нас истинным отношениям с Богом и друг с другом. Тайна Христовой любви в жертва. Жить по Христовой любви в учиться молитве за наших близких. Кто достигает единства со Христом, говорят святые отцы, делается способным через молитву поставить себя на место грешника, за которого он молится. С готовностью понести наказание за его грехи. Только так он подлинно обретает способность просить за других о прощении их грехов, и получать это прощение. Только такая молитва имеет силу способствовать спасению тех, кто оказался после смерти далеко от Бога из-за своего равнодушия к истине и невежества.

 

Будем помнить, что когда Бог влечет наши сердца к молитве, Он делает это не только ради нашего спасения, но ради спасения других. Наше духовное возрастание определяется тем, как мы молимся за других со слезами или формально. Как если бы это возрастание давалось нам ради наших немощных братьев. «Молитесь друг за друга, да исцелеете». Если апостол Иаков говорит нам призывать пресвитеров Церкви, чтобы они помолились над страждущим болящим, то это потому что они и все мы, царственное священство, имеем власть молиться за других. И точно так же за страждущих умерших. Только по мере нашего сострадания другим научаемся мы истинной молитве и подлинному христианству. А апостол Павел говорит: «Помните о узниках, как если бы вы были с ними в узах» (Евр. 13, 3). Иными словами, наша близость к Богу зависит от того, насколько мы носим бремена других людей. Если этого нет у нас по отношению к живым, этого не может быть и по отношению к умершим. Мы не можем назвать другого человека своим другом, если мы от всего сердца не молимся за него.

 

Такая молитва не есть преходящее сострадание, но дар Божий по мере нашего приобщения Христу, причастия Его естеству и Его Божественным свойствам. Одно зависит от другого в высочайшей степени. Так что взять крест Христов означает также принять на себя крест других людей, никого не исключая, до конца. До забвения себя. Без Христа это невозможно достигнуть, а без сострадания к другим, без искренней молитвы за них, невозможно достигнуть Христа. «Не ищу воли Моей», говорит Христос. «И нет большей любви, чем жизнь свою положить за друзей своих». И «кто любит душу свою, тот погубит ее». Святые отцы говорят, что когда мы занимаемся другими, заботимся о других, Бог заботится о нас. И если вся наша молитва только о других и их нуждах, Бог даст нам все нужное без нашей молитвы об этом и здесь, на земле, и в вечности. Молитва за усопших таинственна. В Отечнике есть рассказ о посмертном явлении нераскаявшегося грешника, за которого усердно молились его близкие. Вначале он был по шею в смрадном болоте, затем по пояс, и, наконец, его увидели стоящим на камне с сияющим лицом. Многие из нас, наверное, знают нечто подобное, хотя бы отдаленно, из своего опыта.

 

Мы все нуждаемся в молитве не только погибающие в тяжких грехах и отступившие от веры. Мы, как и они, испытываем в этом великую нужду. Даже святые, пророки и апостолы нуждаются в молитвах других. Апостол Петр, без молитвы Христа за него, навеки бы погиб из-за своего отречения, и его вера умерла бы безвозвратно. «Я молился за тебя, да не оскудеет вера твоя», сказал ему на Тайной Вечери Господь. Без молитвы Церкви за него, когда он находился в темнице, он закончил бы свою жизнь во времена Ирода. И апостол Павел умолял молиться за него, с тем, чтобы были отверсты его уста для благовестия истины, и чтобы он укреплялся в своем служении. Во всех своих Посланиях он просит каждую Церковь молиться за него. Ни святому, ни пророку, ни апостолу недостаточно собственной молитвы, чтобы исполниться божественной силы, и чтобы благодать всегда была с ним.

 

Молитва за других живых и мертвых великая ответственность. «Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти говорит апостол Иоанн Богослов о тех, о ком еще есть надежда, пусть молится, и Бог даст ему жизнь». И Церкви дана непостижимая заповедь: «мертвые воскрешайте». Церковь может оживить умершие от греха души и здесь, и там. Если мы не будем за них молиться, они умрут в своем грехе. Небрежение о молитве приводит к самым страшным последствиям. Мы становимся ответственными за их смерть, и смерть вечную. В праздник Пятидесятницы мы преклоним колена со страхом и любовью перед Отцом и Сыном и Духом Святым, с тем, чтобы почтить Божественное присутствие среди рода человеческого и засвидетельствовать совершенное предание нашей жизни воле Пресвятой Троицы. Достойно и праведно всякий раз, когда мы приносим это поклонение, и за всеми богослужениями, и всегда, совершать молитву о всех прежде усопших отцах и братиях наших и мысленно целовать Крест Христов, ценой которого мы получили этот драгоценный дар, и нам открылся свободный доступ к общению с Богом и друг с другом. Аминь.

 

Некоторые особенности богослужения

 

Совершаем память всех православных христиан, от века усопших, отец и братий наших. Служба совершается по Цветной Триоди. Порядок службы такой же, как в субботу мясопустную, с тем только отличием, что в мясопустную субботу поются песнопения Октоиха рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницею – непременно 6-го гласа.

 

В пятницу вечера накануне субботы после 9-го часа совершается вседневная Вечерня, на которой стихословится рядовая 18-я кафизма.

 

Стихиры на "Господи воззвах" поются из Октоиха и Триоди, стихира на Славу -Триоди: Плачу и рыдаю, на И ныне – догматик 6-го гласа.

 

Вместо прокимна поется "Аллилуиа" с заупокойными стихами.

 

Стихиры на стиховне поются из Октоиха, стихира на Славу - Триоди: Начаток ми и состав, Богородичен: Молитвами Рождшия Тя Христе.

 

На утрене:

 

Вместо "Бог Господь..." поется "Аллилуиа" с заупокойными стихами и тропарями: Глубиною мудрости, Богородичен: Тебе и стену и пристанище.

Поются "Непорочны" (17-я кафизма-118 псалом), разделяемая на 2 статии, 2-я статия начинается с 94 стиха - "Твой есмь аз..." . В обычной практике на пение "Непорочны" священник и диакон через царские врата выходят на середину храма к заупокойному столу (тетраподу, или "кануну").

Поются тропари по "Непорочных": Святых лик обрете источник жизни с припевом: "Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим". И бывает полное каждение всего храма. Затем произносится заупокойная ектения, и поется седален: Покой, Спасе наш. Священнослужители остаются на середине храма.

На каноне, после 6-й песни - заупокойная ектения, кондак: Со святыми упокой и икос: Сам един еси, Бессмертный. Диакон кадит тетрапод, иконостас, священнослужителей и народ. После этого священнослужители уходят в алтарь.

 

На литургии:

 

По входе c Евангелием - тропарь: Глубиною мудрости, кондак: Со святыми упокой, Богородичен Тебе и стену и пристанище. Прокимен: Души их во благих водворятся. Причастный стих: "Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род".

Тропарь

заупокойный

глас 8

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй/ и полезная всем подаваяй,/ Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих,/ на Тя бо упование возложиша,// Творца и Зиждителя и Бога нашего.

Кондак

глас 8

Со святыми упокой,/ Христе,/ души раб Твоих,/ идеже несть болезнь, ни печаль,/ ни воздыхание,// но жизнь безконечная

 

Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

 

(Дея. 28; 1-31; Ин. 21, 15-25). Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью - тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышет молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышет, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня. . .

 

Мученица Гликерия, дева

День памяти: Май 13

 

 

Пострадала за Христа около 177 г. Она происходила из знатного рода. Сблизившись с христианами, она обратилась к истинной вере и ежедневно посещала храм Божий. В день, назначенный для жертвоприношения, св. Гликерия, начертав на своем челе знамение Креста, явилась в языческое капище и своей молитвой сокрушила идола. За это святую хотели побить камнями, но камни чудесно не коснулись ее.

 

Во время мучений ей явился Ангел, при виде которого мучители в ужасе пали на землю. Тогда святую стали морить голодом и жаждой, но она оставалась невредимой, так как Ангелы Божии приносили ей пищу и питие. Затем Гликерию отправили в г. Ираклию, где, за отказ принести жертву идолам, ее бросили в раскаленную печь. По молитве св. Гликерии огонь в печи погас. После этого, содрав кожу с ее головы, св. мученицу связанную и обнаженную положили на острый камень. Ночью Ангел Господень исцелил Гликерию и освободил от оков.

 

Пораженный этим чудом темничный страж Лаодикий уверовал в истинного Бога и, наставленный в вере святой мученицей, принял мученическую кончину. Святая же была отдана на съедение зверям. Однако выпущенная на нее львица стала смиренно лизать ей ноги. Наконец, св. Гликерия с молитвой обратилась к Богу, прося, чтобы Он взял ее к себе. В ответ она услышала голос, призывающий ее к небесному блаженству. Вскоре на св. мученицу выпустили другую львицу, которая умертвила ее, но не растерзала. Ираклийские христиане с честью похоронили святую мученицу, мощи которой прославились истечением благоуханного и целебного мира.

Ссылка на сообщение

День Святой Троицы. Пятидесятница.

27 мая 2007

 

Сошествие Святого Духа на апостолов. Глава из Закона Божия Серафима Слободского.

 

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев тогда был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы, вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими, единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня, по еврейскому счету часов, т. е. по нашему - девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Так Дух Святый, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов, в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

 

 

По случаю праздника Пятидесятницы, в Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: "не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?" И в недоумении говорили: "они напились сладкого вина".

 

 

Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: "итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли".

 

 

Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: "что нам делать, мужи братия?"

 

 

Петр ответил им: "покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа".

 

 

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начало устрояться на земле Царствие Божие, т. е. святая Церковь Христова.

 

 

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов.

 

 

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо - в ее святых таинствах, через преемников-апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников.

Ссылка на сообщение

А знаете, какой Православный праздник самый смешной? Покрова Богородицы. ЭТО умом понять невозможно. Наверно, только сердцем. Когда русские приняли христианство от греков, те рассказали чудесную историю об осаде врагами Константинополя, о том, как нескольким праведникам во сне явилась Богородица и своим платком (покровом), закрыла город. Узнав об этом оаждённые воодушевились и прогнали врага. История так понравилась русским, что Покров стал одним из главных церковных праздников на Руси. НО!!! Врагами, осаждавшими город были... как раз русские. Интересно, правда?

Ссылка на сообщение
Врагами, осаждавшими город были... как раз русские. Интересно, правда?

Строго говоря, это еще не были русские - это были еще славяне...

Ссылка на сообщение
Я на Троицу был в церкви в городе Озёры. Слов просто нет!!! Все стены и пол были в берёзовых ветках. Тот запах до сих пор забыть не могу.

:i76: всех православных христиан с Праздником Троицы!!!

 

И у нас в Симонове монастыре в храме Тихвинской иконы Божией Матери сегодня оЧЧЧень красиво!!! Весь пол устлан свежескошенной травой с лесными цветами, а стены, иконы и сам иконостасы украшены березами. Впечатление, будто крыши нет, само небо и в лесу... А запах!!! Всё это будет целую неделю!

 

Еще раз всех вас с Праздником!!!

Ссылка на сообщение

 ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА  28 мая 2007 н.с.

 

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью ''ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы'', в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

 

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью ''ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы'', в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

 

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он – источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, ''кроме нерождения и рождения'', исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: ''Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит''. Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15,26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

 

Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7,17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, ''любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание'' (Галат.5,22-23).

 

МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ

 

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

 

Перевод:

 

Царь Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша.

Ссылка на сообщение

Воскресенье, 3 Июня 2007 г. (21 Мая ст.ст.)

Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых, глас 8

 

• Икон Божией Матери: "Умягчение злых сердец" ("Семистрельная") и "Нерушимая Стена" (переходящие празднования в Неделю Всех святых).

+ Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327).

+ Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.).

c Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев (XII).

· Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504).

· Прпмч. Агапита Маркушевского.

Тропарь, глас 8-й

 

Креста твоего образ на небеси видев, и якоже павел звание не от человек прием, в царех Апостол твой, Господи, царствующий град в руце твоей положи: егоже спасай всегда в мире, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас

 

Константин днесь с материю Еленою, Крест являют, всечестное древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие, и во бранех грозное.

Житие

 

Из "Настольной книги священнослужителя".

 

 

Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены

 

21 мая / 3 июня

 

Житие

 

Святой император Константин (306–337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305–306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи — Константин — был воспитан в уважени и к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284–305), его соправителя Максимиана Галерия (305–311) — на Востоке и императора Максимиана Геркула (284–305) — на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе н енав и дели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

 

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать, святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. (Сведения об обретении Креста Господня помещены в праздник Воздвижения 14 сентября.) Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.

 

За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.

 

Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Запале возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отворгнутая двумя поместными соборам и, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых — святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

 

Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение. «Единосущный», слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.

 

После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

 

· Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская "Умиление" (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634).

Ссылка на сообщение

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Петров или Апостольский пост, в память о двух самых почитаемых из 12 ближайших учеников Спасителя, апостолов Петра и Павла. Установление этого поста – раньше его называли постом Пятидесятницы - относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

 

 

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

 

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

 

Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

 

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы... уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, - не для тебя посланы апостолы, - ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства...» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. - М., 1882. Сс. 151-152).

Диакон Андрей Кураев о петровском посте

 

Обычно говорят, что в эти дни постятся, подражая апостолам, чью память мы и будем праздновать в конце поста -12 июля. Апостолы действительно постились. Но исторически Петров пост не имеет к этому никакого отношения. Впервые упоминает о нем "Апостольское предание" святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а считался компенсаторным, то есть те, кто не смог поститься перед Пасхой, да постятся по окончании праздничного ряда (от Пасхи к Троице). Сегодня же пост именуется апостольским - тут и возникает огромнейшее недоумение: да в чем же именно мы подражаем апостолам? Меня коробит, когда при начале Петрова поста поясняют: этот пост существует у нас потому, что мы подражаем апостолам, а они постились перед тем, как пойти на проповедь Евангелия, потому и мы последуем их примеру...Тут все ставится с ног на голову. Скажите, почему мы подражаем апостолам в подготовке к делу и не подражаем в самом деле?

 

Ведь получается как если бы мы основательно и упорно готовились к бою, а вместо боя отправились на пикник. Есть в Церкви память о святых врачах бессребренниках (скажем, св. Косьма и Дамиан). Представьте, если бы мы предложили: давайте будем подражать их подвигу. Они изготавливали лекарства, а потом бесплатно раздавали их страждущим. Вот и мы будем лекарства копить... копить... копить... А раздавать лекарств не будем. Вот также издевательски выглядит наше постное "подражание апостолам".

 

Петр и Павел - это люди, которые не унаследовали, а обрели свою веру и отстояли ее. И у нас похожая судьба: по словам Андрея Вознесенского, "расформированное поколенье, мы в одиночку к истине бредем"...

 

В самом начале своего пути к Церкви я услышал слова, которые стали для меня определяющими. Архиепископ Александр, ректор Московской духовной академии, сказал мне: "Мы должны почаще спрашивать себя, как бы в этой ситуации поступил апостол Павел". Казалось бы, естественнее было сказать: "Как поступил бы Христос". Но ведь это невозможно - мы не можем ставить себя на место Христа, человек не в силах понять психологию Бога. Но почему ректор назвал именно апостола Павла? Апостол Павел - это апостол свободы. Удивительно: в мире не было человека, который был бы обращен в веру более насильственным путем. Воскресший Христос явился гонителю христиан Савлу, навязал ему очевидность своего воскресения ("трудно тебе идти против рожна"), но при этом никто более этого самого Савла (Павла) потом так не переживал жизнь во Христе как опыт свободы...

 

Эта обретенная им свобода дала ему умение различать, где главное, а где второстепенное. Причем Павел умел ценить второстепенное ради того главного, которое через него проступает. Он четко понимал, "где суббота, а где человек", и ради человека хранил субботу и ради человека ее нарушал. Принцип его пасторства: "Я с эллинами был как эллин, с иудеями - как иудей". Он знает о той свободе, с которой умный, верующий христианин может себя вести, но предлагает самим ограничивать себя в этой свободе - ради немощных братьев своих по вере.

 

Наша беда в том, что за две тысячи лет эти "немощные в вере" не исчезли; напротив, их голос стал решающим... Знаете, с этим когда-то надо кончать, нельзя всегда идти на поводу у бабушек и у их страхов. В конце концов, это и самих бабушек, и Церковь в целом сваливает в пропасть. Когда все сгрудились на одном конце лодки, кто-то обязан встать на другом борту, иначе она перевернется. Кстати, таким человеком, который стоит не на том борту церковного корабля, где сгрудились народные суеверия, является Патриарх Алексий. Найдите его книгу "Войдите в радость Господа своего" и почитайте размышления Патриарха о суевериях...

 

Принцип поста объяснял Иоанн Златоуст: подсчитай, сколько денег у тебя уходит на скоромный стол. Подсчитай, во сколько тебе будет обходиться постная трапеза без мяса и молока. И разницу отдавай нищим. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста.

 

- Правильный пост - это борьба за человеческое в самом себе. Он - попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Если это удалось, то тогда это "более высокое" (то есть душа) будет благодарно тебе за свое вызволение от липучек. Так что правильный пост - это радость. Как и правильно переживаемое православие.

 

 

Когда был установлен Петров пост

 

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

 

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти".

 

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю - 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

Ссылка на сообщение

Воскресенье, 10 июня 2007

 

Неделя 2-я по Пятидесятнице,

Всех святых, в земле Российской просиявших.

Всех преподобных и богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице).

• Прп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX).

ш Свт. Игнатия, еп. Ростовского (1288).

· Сщмч. Евтихия, еп. Мелетинского (I).

· Мч. Еликониды (244).

· Сщмч. Елладия еп. (VI-VII).

· Новомч. Димитрия (1794) (Греч.).

· Новомч. Захарии Прусского (1802) (Греч.).

· Прп. Софрония (Болг.).

· Никейской (304), Чухломской (Галичской) (1350), Орловской, Антиохийской и Умиление икон Божией Матери.

 

Во 2-ю Неделю по Пятидесятнице Русская Православная Церковь чествует всех святых, в земле Российской просиявших. В этот день Русская Церковь прославляет лики всех святых угодников Божиих, просиявших силою веры и подвигами благочестия на Русской земле. Воспевая их подвиги, Святая Церковь просит их молитвенного ходатайства перед Богом.

После кончины своей святые не оставляют нас своею помощью, они – наши помощники и заступники, молитвенники о душах наших.

История Русской Церкви неотделима от истории Российского государства. Недаром среди святых, прославленных Русской Православной Церковью, – великие благоверные князья: Владимир, крестивший Русь, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие. Недаром же в акафисте Преподобному Сергию, игумену Радонежскому и всея России чудотворцу, святой подвижник назван "данным России воеводою", "светозарным светилом в Православной Российской державе".

Яркими светилами Русской Православной Церкви являются такие подвижники, как святитель Феофан Затворник, Преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский, святитель патриарх Тихон и многие другие. После 1917 года Русская Православная Церковь была поставлена вне закона и обречена на уничтожение: храмы были разрушены, церковные ценности изъяты, тысячи священников были брошены в тюрьмы, убиты, замучены. Наша Церковь назвала их российскими новомучениками. Они запечатлели свою верность Христу праведной мученической кровью.

Подвигами святых российских подвижников, трудами и молитвами всех верующих Русская Православная Церковь выстояла, пережив жестокие гонения.

В этот день мы чествуем не только святых, канонизированных нашей Церковью, но прославляем и тех угодников Божиих, которым по причине неизвестности их не установлены особые праздники. Воспевая добродетели святых, Святая Церковь призывает молящихся подражать им, воспитывать в себе смирение, готовность прощать и любить ближних.

"Величаем вас, святии вси, в земли Российстей просиявшие, и чтим святую память вашу: вы бо молите о нас Христа Бога нашего".

Ссылка на сообщение
  • 2 недели спустя...

Московский старец, в миру отец Алексий Мечев, родился 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора.

 

Отец его, Алексей Иванович Мечев, сын протоиерея Коломенского уезда, в детстве был спасен от смерти на морозе в холодную зимнюю ночь святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. В числе мальчиков из семей духовенства Московской епархии, отобранных по критерию достаточной музыкальности, он был привезен поздним вечером в Троицкий переулок на митрополичье подворье. Когда дети ужинали, владыка митрополит вдруг встревожился, быстро оделся и вышел осмотреть прибывший обоз. В одних санях он обнаружил спящего мальчика, оставленного там по недосмотру. Увидев в этом Промысл Божий, митрополит Филарет отметил особым вниманием и попечением спасенного им ребенка, постоянно заботился о нем, а в дальнейшем и о его семье.

 

Рождение отца Алексия произошло при знаменательных обстоятельствах. Мать его, Александра Дмитриевна, при наступлении родов почувствовала себя плохо. Роды были трудные, очень затянулись, и жизнь матери и ребенка оказалась в опасности.

 

В большом горе Алексей Иванович поехал помолиться в Алексеевский монастырь, где по случаю престольного праздника служил митрополит Филарет. Пройдя в алтарь, он тихо встал в стороне, но от взора владыки не укрылось горе любимого регента. «Ты сегодня такой печальный, что у тебя?», — спросил он. — «Ваше Высокопреосвященство, жена в родах умирает». Святитель молитвенно осенил себя крестным знамением. — «Помолимся вместе... Бог милостив, все будет хорошо», — сказал он; потом подал ему просфору со словами: «Родится мальчик, назови его Алексеем, в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия».

 

Алексей Иванович ободрился, отстоял литургию и, окрыленный надеждой, поехал домой. В дверях его встретили радостью: родился мальчик.

 

В двухкомнатной квартирке в Троицком переулке в семье регента Чудовского хора царила живая вера в Бога, проявлялось радушное гостеприимство и хлебосольство; здесь жили радостями и горестями каждого, кого Бог привел быть в их доме. Всегда было многолюдно, постоянно останавливались родные и знакомые, которые знали, что им помогут и утешат.

 

Всю жизнь отец Алексий с благоговением вспоминал о самоотверженном поступке матери, которая взяла к себе свою сестру с тремя детьми после смерти ее мужа, несмотря на то, что и самим было тесно с тремя своими детьми — сыновьями Алексеем и Тихоном и дочерью Варварой. Для детей пришлось соорудить полати.

Ссылка на сообщение

Спасибо за ссылку, Игорь.

 

Я вот читала и думала, так, как он умел, мы же не умеем, стоит ли нам во всех темах своими словами православные позиции излагать - лучше получится или нет?

 

Вот ведь как надо-то:

"Отец Алексий получил известность как добрый батюшка, к которому следует обращаться в трудные для семьи моменты. Не в правилах его было читать наставления, обличать, разбирать чьи-нибудь дурные поступки. Он умел говорить о моральных аспектах семейных ситуаций, не затрагивая болезненного самолюбия находившихся в конфликте сторон. И его приглашали на требы в критические моменты. Приезжая в готовую развалиться семью, батюшка приносил в нее мир, любовь и всепрощающее понимание всех и каждого. Он не порицал никого, не укорял, а старался, приводя яркие случаи ошибок и заблуждений, доводить слушающих до сознания своей вины, вызывать у них чувство раскаяния. Это рассеивало тучи злобы, и виноватые начинали чувствовать в своих поступках неправоту. Надлежащее понимание нередко наступало не сразу, но позже, когда человек, вспоминая слова отца Алексия и глубже заглядывая в свою смягчившуюся душу, мог наконец увидеть, что его рассказы имели прямое к нему отношение, и понять, какой новый путь он для него намечал".

 

Я поняла, что у тебя есть благословение как у катехизатора. А на миссионерскую деятельность на форуме, может, лучше отдельно благословение попросить, объяснив все возникающие проблемы, и самовольно ничего не делать сверх порученного. Как написано в этой статье - все мы "яшки" в разной степени.

 

ЗЫ - а ты в каком городе живешь?

Ссылка на сообщение

Не далеко от Москвы. Я думаю лучше делать, пытаться, набивать шишки т.д. Посмотри какая активность у протестантов, нам до этого далеко.

Ссылка на сообщение
Не далеко от Москвы. Я думаю лучше делать, пытаться, набивать шишки т.д. Посмотри какая активность у протестантов, нам до этого далеко.

 

Это я просто подумала, реально ли к мощам св Алексея в Кленники поехать.

За компанию.

 

Да и ладно - пусть будут со своей активностью.

 

А вот как наши святые поступали - за внешней активностью не гонялись

из той же статьи:

"Отец Алексий получил от Бога благодатный дар прозорливости. Приходившие к нему могли видеть, что ему известна вся их жизнь, как ее внешние события, так и их душевные устремления, мысли. Раскрывал он себя людям в разной степени. По своему глубокому смирению всегда стремился не показывать полноты этого дара. О каких-либо подробностях, деталях еще неизвестной собеседнику ситуации он обычно говорил не напрямик, а якобы рассказывая об имевшем недавно место аналогичном случае. Указание, как поступить в конкретном деле, батюшка высказывал только раз. Если пришедший возражал, настаивал на своем, то отец Алексий устранялся от дальнейшего разговора, не объяснял, к чему приведет неразумное желание, даже не повторял первоначально сказанного"

Ссылка на сообщение
Это я просто подумала, реально ли к мощам св Алексея в Кленники поехать.

За компанию.

 

Да и ладно - пусть будут со своей активностью.

 

А вот как наши святые поступали - за внешней активностью не гонялись

из той же статьи:

"Отец Алексий получил от Бога благодатный дар прозорливости. Приходившие к нему могли видеть, что ему известна вся их жизнь, как ее внешние события, так и их душевные устремления, мысли. Раскрывал он себя людям в разной степени. По своему глубокому смирению всегда стремился не показывать полноты этого дара. О каких-либо подробностях, деталях еще неизвестной собеседнику ситуации он обычно говорил не напрямик, а якобы рассказывая об имевшем недавно место аналогичном случае. Указание, как поступить в конкретном деле, батюшка высказывал только раз. Если пришедший возражал, настаивал на своем, то отец Алексий устранялся от дальнейшего разговора, не объяснял, к чему приведет неразумное желание, даже не повторял первоначально сказанного"

 

На то они и святые боюсь до них невозможно дорасти. Оно конечно лучше ничего не делать и созерцать. И ошибок не будет.

Ссылка на сообщение
На то они и святые боюсь до них невозможно дорасти. Оно конечно лучше ничего не делать и созерцать. И ошибок не будет.

 

Это понятно, что нам не дорасти.

Но все-таки путь они указывали :laugh1:

А созерцание, как и активность, бывают разные.

Ссылка на сообщение
Не далеко от Москвы. Я думаю лучше делать, пытаться, набивать шишки т.д. Посмотри какая активность у протестантов, нам до этого далеко.

 

а может не стоит протестантам подражать, а?

Ссылка на сообщение

Читала как-то на досуге книгу митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), меня поразило его серьезное предупреждение о великой опасности, которая может быть у современных православных - в борьбе со злом не заметят, что сами будут вовлекаемы в поток зла...

Ссылка на сообщение
о великой опасности, которая может быть у современных православных - в борьбе со злом не заметят, что сами будут вовлекаемы в поток зла...

 

ОТВЕТЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА НА ВОПРОСЫ УЧАСТНИКОВ МОЛОДЕЖНОГО ФОРУМА В ВОЛОГДЕ

 

 

"В ходе Первосвятительского визита в Вологодскую епархию вечером 17 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Вологодский драматический театр, в стенах которого прошел Форум православной молодежи «Сохранение национальной культуры». Портал Патриархия.Ru разместил ответы Святейшего Патриарха Алексия на вопросы участников молодежного форума.

 

— В Вологодской области очень много православных молодежных организаций, воскресных школ, действует духовное училище. Мы чувствуем поддержку епархии и государственных органов, но СМИ, в том числе Интернет и телевидение, организовали, буквально говоря, наступление на духовные ценности. Как в этой ситуации нам, молодым, избежать соблазнов и укрепить веру?

 

— Мы живем в такое время, когда соблазнов действительно очень много. Нужно выработать иммунитет против безнравственности, которая врывается в нашу жизнь...."

 

Вырабатывать иммунитет - это значит повышать свою устойчивость, такая задача не ставится - победить все зло вокруг, надо стараться не сдаться самому.

Ссылка на сообщение
— Мы живем в такое время, когда соблазнов действительно очень много. Нужно выработать иммунитет против безнравственности, которая врывается в нашу жизнь...."

 

Вырабатывать иммунитет - это значит повышать свою устойчивость, такая задача не ставится - победить все зло вокруг, надо стараться не сдаться самому.

Еще бы.

Но есть отклонения...

За примерами далеко ходить не надо.

Вот пример.

Годы гонений во времена СССР породили не только исповедников, но и... околоцерковных диссидентов, которые настолько были увлечены борьбой с КГБ, что поиск "гэбэшников" теперь (в настоящее время) уже в Церкви стал для них, по-видимому, смыслом всей жизни. Скучно им без Бога - без митингов скучно.

Я таких реальных людей знаю и с грустью наблюдаю за ними... Вроде бы православные, а ведут себя как-то не по-христиански... бьют кулаками в грудь, горланят что есть мочи: "Ельцина долой!", "Путин плохой!", "Бойкот прививкам для детей!" и т.д. (короче, что угодно, вплоть до геев).

Насмотрелась на них...

Стыдно за них...

Какой, спрашивается, у них иммунитет против зла?

Скорее вредительство, прежде всего, самим себе...

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...