Перейти к контенту
Пространство слуха -товары для людей с потерями слуха и зрения -интернет магазин

Глухие дети и грамотность


Первопроходец

Рекомендуемые сообщения

Первопроходец

Не секрет, что существуют проблемы с уровнем грамотности у глухих детей. На мой взгляд, в последнее время этот уровень снизился. Во многих школах требования к грамотности стали упрощенными. Нашел в интернете один проект, авторы которого как раз действуют в этом направлении. Я не помню, может быть кто-то у нас на сайте уже это размещал, но на всякий случай даю ссылки на этот сайт и его составляющие.

Авторы проекта пытаются решить проблему повышения грамотности неслышащих детей посредством использования компьютерных и интернет-технологий.

Ссылка на сообщение

Спасибо, Первопроходец, за ссылку! Я вот тоже думаю, что такие программы просто необходимы с/с и глухим детям.

P.S. Однако, комп ребенку пора покупать... :(

Ссылка на сообщение
Помню у меня еще давно был спор на тему грамотности у глухих,когда я только первый раз попал в этот мир. Мне в "упрек" ставили,что я мол позднооглохший,а я в ответ приводил примеры ребят-глухих с детства, но пишущих и разговаривающих грамотнее,чем иной слышащий.Вывод по моему однозначный: работать надо над собой.А все эти жалобы на отсутствие слуха как оправдание- лишь оправдание лени и нежелания..

+1

Ссылка на сообщение
*Ночная звезда*

Спасибо за ссылку.Я проверила и выбрала русский язык ,но мне не открыли полностью .

Раньше я дала нашему сыну сайт о грамоте чтобы тренироваться с русским языком в игре,но нечаянно потеряла их . Сейчас у детей лень ,потому что много умных вещей-можно играть в компьютер и т.д. А давно не были умные вещи ,ни компьютера ни телевизора :D ,потому что дети активно читали книгу и много занимались чем-то в пользу знания .

Ссылка на сообщение
Не секрет, что существуют проблемы с уровнем грамотности у глухих детей. На мой взгляд, в последнее время этот уровень снизился. Во многих школах требования к грамотности стали упрощенными. Нашел в интернете один проект, авторы которого как раз действуют в этом направлении. Я не помню, может быть кто-то у нас на сайте уже это размещал, но на всякий случай даю ссылки на этот сайт и его составляющие.

Авторы проекта пытаются решить проблему повышения грамотности неслышащих детей посредством использования компьютерных и интернет-технологий.

 

Так грамотность сейчас и у слышащих детей никакая. У меня старший сын абсолютно слышащий, а пишет как первоклассник, хотя в восьмом уже. Мне кажется виновата система образования-им разрешают сочинения на компах писать, все под Запад подстриваются.

Ссылка на сообщение
Первопроходец

Мосгордума просит Правительство РФ принять Национальную программу развития чтения и грамотности

 

15.11.2006 16:37

 

15 ноября на заседании Московской городской думы было принято обращение к Председателю Правительства РФ М.Е.Фрадкову "О необходимости принятия Национальной программы развития чтения и грамотности в Российской Федерации". Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-центре МГД, в нем, в частности, говорится:

"Уважаемый Михаил Ефимович!

В современном мире грамотность - это не просто набор знаний и навыков, а функциональная способность и готовность человека к активному их применению в реальной жизни.

 

Сегодня остро стоит вопрос о необходимости информатизации школ, о создании современной образовательной информационной среды. Это важно и правильно, но существует и другой аспект проблемы: компьютер входит в жизнь наших детей, вытесняя хорошую книгу. Сменилась модель детского чтения: появились бездарные "решебники", готовые сочинения, низкосортные журналы для подростков, которые вытесняют хорошую классическую литературу. Возраст от 10 до 12 лет считается наиболее критическим в процессе привлечения школьника к чтению. И сейчас отчетливо видно, что чтение перестало быть необходимым досугом для подрастающего поколения.

 

Весь российский опыт построения образования, основанный на традициях книжной культуры, к большому сожалению, постепенно уходит в прошлое, чтение перестает быть национальной культурной традицией. По результатам специализированных международных тестов грамотности (PIRLS, PISA) и национальных исследований качества чтения учащихся в возрасте 14-15 лет, Россия находится среди стран с наихудшими показателями.

 

Во многих странах (например, в Великобритании, Франции, Швеции, Португалии, Китае, США) приняты национальные программы чтения. Их цель - приобщить подрастающее поколение к чтению и содействовать в повышению грамотности населения. Результаты данных программ наглядно демонстрируют, что повышение уровня грамотности населения оказывает определяющее влияние на экономику государства, уровень культуры, на качество жизни отдельного человека и всего общества.

 

К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации отсутствует национальная программа развития чтения и грамотности, которая бы устанавливала конкретные цели по повышению уровня чтения и грамотности в стране, определяла план конкретных мероприятий поддержки и популяризации чтения.

 

Считаем, что национальная программа развития чтения и грамотности должна быть и в Российской Федерации. Необходим государственный подход к формированию у детей позитивного отношения к чтению как к современному, доступному, необходимому инструменту формирования и развития образованного, культурного, мыслящего человека.

 

Полагаем, что Национальная программа развития чтения и грамотности в Российской Федерации должна иметь достаточную финансовую обеспеченность и стать составной частью приоритетного национального проекта "Образование".

 

На заседании постоянной комиссии Общественного совета Центрального федерального округа, которая проходила в Московской городской Думе, обсуждался и был поддержан проект Национальной программы развития чтения и грамотности в Российской Федерации, разработанный по заказу Российского Книжного Союза. Данный проект предлагает комплекс мероприятий по развитию системы популяризации чтения, библиотечной системы, системы дополнительного образования. Цель предлагаемой национальной программы - повышение грамотности и общекультурного уровня нации, способствующего успешности и росту благосостояния каждого человека и конкурентоспособности Российской Федерации.

 

На основании изложенного Московская городская Дума просит Вас обратить внимание на данную проблему и дать поручение Правительству Российской Федерации рассмотреть и принять Национальную программу развития чтения и грамотности в Российской Федерации".

Ссылка на сообщение
Сменилась модель детского чтения: появились бездарные "решебники", готовые сочинения, низкосортные журналы для подростков, которые вытесняют хорошую классическую литературу. Возраст от 10 до 12 лет считается наиболее критическим в процессе привлечения школьника к чтению. И сейчас отчетливо видно, что чтение перестало быть необходимым досугом для подрастающего поколения.

 

Весь российский опыт построения образования, основанный на традициях книжной культуры, к большому сожалению, постепенно уходит в прошлое, чтение перестает быть национальной культурной традицией. По результатам специализированных международных тестов грамотности (PIRLS, PISA) и национальных исследований качества чтения учащихся в возрасте 14-15 лет, Россия находится среди стран с наихудшими показателями.

 

Самая считающая про себя, что самая читающая в мире страна.... cat:

Ссылка на сообщение
Кот, так это в прошлом. Россия, которую мы потеряли.

 

дык, пока не разучились читать вконец - может, под это дело намекнуть, чтобы субтов побольше было на всех каналах?

заодно и грамотность повысится.. :roll:

Ссылка на сообщение
Первопроходец

Русская языка широка и богата

Тенденции

 

О современной языковой ситуации и о том, нужно ли бороться за ”чистоту языка”, мы сегодня говорим с преподавателем русского языка, заместителем директора Норильского филиала Красноярского государственного педагогического университета по научно–методической работе Валентиной ФИЛОН.

 

— Валентина Федосовна, Бунина раздражало, когда малограмотные большевики говорили ”отнюдь” вместо ”отнюдь нет”. (”Окаянные дни” — О.Л.) Вас, как человека, который лучше многих знает языковые нормы, не раздражает та речь, которую вы слышите вокруг себя?

 

– Не раздражает — скорее, печалит. Я внимательно слежу за полемикой, которая ведется вокруг проблем русского языка. В последние два–три года она несколько угасла, и даже сами лингвисты, как мне кажется, уже утратили надежду на то, что ситуация может каким–то образом поменяться. Сегодня лингвисты даже не могут сказать, насколько опасно для языка то, что сейчас с ним происходит. Конечно, язык — система. И он, вне всякого сомнения, ”выживет”, выстоит в какой–то своей части и останется таким же, каким был, — языком Пушкина, Тургенева, Бунина...

Хотя печалюсь я, может быть, не столько о языке, сколько о поколении, которое на этом языке говорит. Ведь оно не просто говорит — оно думает на этом языке.

 

– Вы упоминали о расшатанной языковой норме. Можно ли говорить, что сейчас она ”устаканивается”?

 

– Так нельзя говорить. Нужно понимать, в каком процентном соотношении мы наблюдаем хорошую речь и речь, никак не соответствующую литературной норме. Моя педагогическая деятельность показывает, что на самом деле школа норму сегодня не поддерживает. Не потому, что нет таких усилий со стороны учителей, а потому, что у детей не воспитано уважение к языку как к ценности.

 

– А как объяснить ребенку ценность языка?

 

– Если в семье говорят хорошо и в семье это — ценность, то ребенок эту ценность воспринимает. Если он уважает учителя, из уст которого он слышит грамотную речь, — он это воспринимает...

 

– ...а если слышит из телевизора речь неграмотную, он это тоже воспринимает — если телевидение для него бОльший авторитет, чем родители или учителя.

 

– Это еще один момент. Сегодня взрослые воюют с детьми. И в этой войне язык страдает тоже. Дети, особенно подростки, не воспринимают наши слова как нечто правильное. Поэтому в наш филиал приходят студенты– первокурсники, с которыми очень долго приходится говорить о том, как важна правильная речь. Причем вы знаете, они слушают, они цитируют мои слова.

 

– А говорят — язык гибнет, всё совсем страшно.

 

– Нет, не совсем.

 

– Школьные сочинения всегда были источником перлов, их всегда цитировали журналисты — в материалах на тему языковой грамотности...

 

– Так действительно было всегда. Но если раньше школьники писали сами — действительно сами! — то сейчас есть ”Сто золотых сочинений”, ”Тысяча золотых сочинений”. И ”перлы” возникают не потому, что школьник или студент такой ”умный”, а потому, что он просто плохо списал. Хотя, конечно, есть и пишущие дети, и любознательные.

 

– Как вы считаете, нужна всё–таки реформа орфографии?

 

– Реформа орфографии нужна. Хотя бы потому, что очень много слов пишется по традиции: чтобы понять, почему ”жи–ши” пишется через ”и”, нужно заглянуть в историю языка, а для человека совершенно естественно желание минимизировать свои усилия. Так что традиционное написание вполне можно привести в соответствие с современными фонетическими процессами. Но, с другой стороны, мы такие небогатые, что нам реформа орфографии может быть просто не по карману — ведь нужно переиздать все словари, справочники и учебники.

 

– Вы слышали о так называемом языке подонков, который появился в интернете (и сейчас уже попал в устную речь) — ”ржунимагу”, ”аффтар, выпей йаду”? Люди сознательно коверкают орфографию. Очень смешно получается. Такое упрощение можно как–то объяснить с точки зрения лингвистики?

 

– На самом деле это эпатаж. Это никакое не упрощение. Чтобы так написать, надо подумать, здесь интеллект трудится. Эпатаж в языке был всегда. Люди просто так себя презентуют в отношении своего компьютерного сообщества.

Ссылка на сообщение

Да уж... Мне кажется что этот эпатаж хорош для людей уже умеющих правильно,грамотоно и красиво излагать свои мысли. Для них это-своеобразный прикол. А для подростков всякие выражения типа "аццкая сотона" или то же "ржунимагу" -норма,что плохо. Я вот пытаюсь старшему сыну доказать, что грамотно писать и говорить-круто,что это признак некой элитности на фоне общей безграмотности. Однако, получается не очень

 

 

====

Большая просьба не цитировать большие тексты полностью!

Изменено пользователем Гесеp
Ссылка на сообщение
Я вот пытаюсь старшему сыну доказать, что грамотно писать и говорить-круто,что это признак некой элитности на фоне общей безграмотности. Однако, получается не очень

 

Попробуй сказать, что у грамотных - возможностей для маневров больше, и что когда они хотят приколоться - то могут это сделать на порядок круче...

Русских языков несколько - русский официальный письменный, русский литературный устный, русский бытовой устный...

И все они в жизни реально помогают

Нало будет экзаемны сдавать, на работу устраиваться, даже понимание с разными собеседниками найти проще... сохранить свои позиции проще...молодые практический смысл понимают :)

Ссылка на сообщение
Первопроходец

Вот именно. Для каждого момента жизни должен быть свой язык. Вплоть до черного. Иной раз он здорово помогает.

Ссылка на сообщение
Попробуй сказать, что у грамотных - возможностей для маневров больше, и что когда они хотят приколоться - то могут это сделать на порядок круче...

Русских языков несколько - русский официальный письменный, русский литературный устный, русский бытовой устный...

И все они в жизни реально помогают

Нало будет экзаемны сдавать, на работу устраиваться, даже понимание с разными собеседниками найти проще... сохранить свои позиции проще...молодые практический смысл понимают :(

Ну,вобщем, я это и говорю :) но подрастковый максимализм делает свое дело,хотя,думаю, даром беседы все равно не пройдут :D

Ссылка на сообщение
Первопроходец

Будущее русского языка

 

Через четверть века русский язык потеряет статус мирового, так как число его носителей сократится примерно вдвое и на нем будет разговаривать столько же людей, сколько и в начале ХХ века. Уже через 10 лет русский язык обгонят французский, хинди, арабский, а еще через 15 лет – португальский.

Такую нерадостную картину нарисовал ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий. Выступая на II Ассамблее Всемирного форума «Интеллектуальная Россия», профессор сказал, что русский сейчас занимает четвертое место среди самых распространенных языков мира.

 

 

 

Какой выход? Срочно повышать уровень рождаемости русскоговорящего населения? ;)

Ссылка на сообщение
Какой выход? Срочно повышать уровень рождаемости русскоговорящего населения? :blush2:

К нам приезжала группа ребят-старшеклассников из Франции. У них, кроме изучения французского и английского, в школах есть изучение дополнительного языка. Так вот у этих ребят выбор между РУССКИМ И КИТАЙСКИМ. По популярности они приблизительно равны. Так что вымирающее население России заменят русскоговорящие французы и другие европейцы, а также турки, испанцы.....

Ссылка на сообщение
Первопроходец

Вот, набрел на один сайт. Он несколько научен и тяжеловесен, но тем родителям, которые хотели бы сами подзаняться с детьми и кое-что вспомнить, думаю, пригодится.

Ссылка на сообщение
  • 3 недели спустя...
Первопроходец

Я тут на один материал напоролся. Тоже речь о грамотности идет, но уже на более широком уровне, помимо языковой, так сказать, еще и о числовой. А в основном о компьютерной грамотности там речь. И о том, как процесс компьютерного обучения должен быть поставлен в школе. Мне кажется, что родителям глухих ребятишек полезно было бы с ним ознакомиться, чтобы верно оценить, насколько эффективно построено в этом направлении обучение их детей в школе. И не только им. Отрывок привожу.

 

1.7. Сочинение. Барьеры коммуникации

 

Вернемся к основной на сегодня форме грамотности — словесной. Меняется ли она под воздействием компьютера? Довольно значительно. Вероятно, самое важное — это изменение самого типа письменной активности, когда придумывание, планирование, редактирование, структурная перекомпоновка текста протекают параллельно с превращением мысли в буквы, слова и фразы.

 

Первым барьером, с которым сталкивается ребенок, является само "сопротивление материала": ручки и бумаги. Это сопротивление, в действительности, состоит из двух барьеров: непосредственное написание букв и изменение написанного. Комментарий учителя "Грязь!" был проклятьем многих поколений учеников.

 

Наш опыт работы показывает, что первый барьер для компьютерного письма оказывается намного ниже, чем для обычного. Время, затрачиваемое ребенком 3-7 лет на освоение компьютерного письма (со скоростью большей, чем письмо ручкой), оказывается в несколько раз меньшим. Известно положение о пользе письма ручкой для развития других умений и способностей ребенка. Конкретное доказательство этого тезиса — дело достаточно сложное, тем не менее мы считаем целесообразным обучение ребенка и компьютерному и бескомпьютерному письму параллельно. При этом компьютерное письмо используется для "запуска" процесса коммуникации, а бескомпьютерное используется там, где это наиболее осмысленно, в том числе — в математических записях, в дневнике, для создания художественных объектов.

 

Мы считаем, что еще более важным является преодоление "барьера изменения". Возможность вносить правку в текст по ходу работы принципиально меняет характер письма. В частности, деятельность школьника становится намного более "взрослой", предложения по совершенствованию текста, приходящие от учителей и товарищей, могут быть реализованы непосредственно, а не благополучно забыты в ожидании следующего сочинения.

Ссылка на сообщение
Первопроходец

Вот еще интересная статья-анализ о значимости русского языка в постсоветском пространстве. Хотелось бы ее здесь полностью привести, тем более, что дается анализ по всем почти бывшим республикам, но увы....

 

// 21.12.2006 // 08:16 //

Жизнь и приключения русского языка от родины вдали

"Новое русское слово" (Европа-СНГ)

Не так давно российский президент Владимир Путин предложил объявить 2007 год Годом русского языка. Почин, конечно, хороший. Только вот "великий, могучий" давно уже перестал быть частной собственностью Московского Кремля, пишет еженедельник "Новое русское слово" (Европа-СНГ). И меньше всего хочется впадать в истерику, дескать, умирает он под натиском злобных националистов, добившихся незалежности, и на этом - точка. Все куда сложнее.

 

Разумеется, русскому языку жилось не так уж сладко практически во всех экс-советских республиках. Но наши сограждане научились показывать кукиш даже языком. Не в анатомическом, конечно, смысле - в лингвистическом. Вот в Латвии русский язык душили-душили, а выясняется, что, не зная русского, в Риге практически невозможно устроиться на денежную работу. Без латышского еще туда-сюда, а без русского - никак.

 

Жизнь современного русского языка полна парадоксов. Вот несколько примеров:

 

...В Киеве больше половины печатной прессы выходит на русском (ничего личного, только рыночный расчет), а вся реклама - на украинском (здесь уже не рынок, а дух Конституции).

 

...В Молдавии обещают "всестороннюю поддержку" русскому языку, а количество русских школ сокращается с каждым годом. В этой же стране чиновники обязаны говорить на "государственном языке" (правда, не могут разобраться - это молдавский или румынский) и при этом пятеро министров данного языка попросту не знают и могут изъясняться только по-русски.

 

...В Узбекистане узбекский язык объявлен официальным. К 1995 году планировалось перевести на него все делопроизводство. В 1995-м рубеж бы отодвинут до 2000 года, в 2000-м - до 2005-го. Сейчас об этом почти уже и не говорят.

 

...В Грузии есть чистокровные грузины, которые провозглашают своим родным языком именно русский. И есть столь же чистокровные русские, считающие родным языком соответственно грузинский.

 

Такие парадоксы можно приводить до бесконечности. Чтобы понять, что происходит с русским языком вне пределов России, еженедельник "Новое русское слово" (Европа-СНГ) провел специальное исследование.

Ссылка на сообщение
...В Киеве больше половины печатной прессы выходит на русском (ничего личного, только рыночный расчет), а вся реклама - на украинском (здесь уже не рынок, а дух Конституции).

 

Нет, чуть меньше 100% печатных изданий на русском...

Ссылка на сообщение
  • 4 недели спустя...
Первопроходец

А может правда это попробовать?! Вдруг поможет?

 

"Зверский" способ повышения грамотности (из русских народных рецептов)

 

Новую методику резкого повышения уровня грамотности изобрел в порыве гнева один из преподавателей Саратовского ВУЗа.

 

Налепив в сентябрьском сочинении массу ошибок, студентка Надежда Федотова впала в немилость к профессору. Ей грозило недопущение к экзаменам, а преподаватель в качестве репрессий и выхода из ситуации велел переписать «Войну и мир» Льва Толстого.

 

Четыре месяца девушка выполняла задание, и результат получился блестящий. По словам провинившейся студентки, теперь у неё в зачётке одни «пятерки», а содержание сочинений и грамотность заметно улучшились.

 

В конце концов, ничего страшного в таком, на первый взгляд, зверском способе, нет – ведь сам Толстой не раз переписал «Войну и мир», прежде чем создал окончательный вариант, да еще гусиным пером.

 

Вероятно, эффект повышения грамотности достигается за счет чрезвычайно богатого словаря писателя. В правилах Толстого было не употреблять одно и то же слово чаще, чем через 200 слов. Можно бы, конечно, переписывать большой словарь, однако тогда не вырабатывается правильная пунктуация. Так что Толстой – идеальное средство для повышения грамотности.

 

 

Классиков русской литературы никакие Дарьи Донцовы не заменят.

Ссылка на сообщение
Первопроходец

Скорочтение - враг грамотности. Так мне кажется. Не говоря уж о многих "шедеврах" современной писанины.

 

О русском языке и ненормативной лексике

(интервью с академиком Д.С. Лихачевым)

 

Cколько слов было о защите культуры – водопад! Инфляция слова, забалтывание высоких понятий – это же не менее пагубно для души и русского языка, чем партийная цензура. И результат тот же – немота. Тогда сказать было нельзя, а сейчас – нечего. Мне кажется даже, что люди в автобусе не общаются, а мычат друг на друга.

 

– Мы страна без обращения к другому. Вот что я слышал от одного эмигранта, приезжавшего в Россию: «Вы знаете, что у вас заменило обращение к другому человеку? Слово «ну». Всегда к нам обращается экскурсовод и говорит: «Ну, пойдем...», «Ну, сейчас будем обедать...» Постоянное «ну», привычка обращаться с понуканием вошла в язык. Помню, как в 37-м году, когда начались массовые аресты в Петербурге, вдруг я услышал, что на почте мне говорят «гражданин», милиционер говорит «гражданин», кондуктор в трамвае говорит «граждане», а говорили всегда «товарищ». А случилось то, что каждый человек был подозреваем. Как же сказать «товарищ» – а может быть, он шпион в пользу какой-нибудь Исландии?

 

– Это был официальный запрет?

 

– Я не знаю, какой это был запрет, я его не читал, но это в один прекрасный день, как туча, надвинулась на город – запрещение говорить «товарищ» во всех официальных учреждениях. Я спросил у кого-то: почему вы мне раньше говорили «товарищ», а теперь «гражданин»? А нам, говорят, так указано было. Это было унизительно. Страна без уважения к другой личности. Какие отношения вообще возникают с детства, со школы, если девочки начинают матюкаться? Мне об этом очень трудно говорить, потому что я чувствую, что попадаю в русло нравоучительной беседы. Но у меня очень много писем по этому поводу мата или, как осторожнее говорили до революции, «трехэтажных выражений».

 

– Брань вторгается в литературу. Когда в прошлом году я впервые увидел матерные слова под голубой обложкой «Нового мира», стало не по себе, стало просто страшно...

 

– Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело. Существует природа. Природа не терпит бесстыдства.

 

– «Собеседник» выпустил нецензурную газету год назад, как бы в шутку. Мальчики резвились, но одного из авторов попытались всерьез привлечь к ответственности. Что тут началось! Чуть не вся литературная и журналистская Москва поднялись на защиту «героя».

 

– Не его, а от него надо защищаться. То бесправие, в котором русский народ жил почти целый век, оно людей унижало. Сейчас кому-то кажется, что вседозволенность – кратчайший путь из унизительного положения. Но это самообман. Тот, кто чувствует себя свободным, не будет отвечать матом...

 

– А вам приходилось прибегать к «ненормативной» лексике в каких-то крайних ситуациях?

 

– Нет, не приходилось.

 

– Даже в лагере?

 

– Даже там. Я просто не мог материться. Если бы я даже решил про себя, ничего бы не вышло. На Соловках я встретил коллекционера Николая Николаевича Виноградова. Он попал по уголовному делу на Соловки и вскоре стал своим человеком у начальства. И все потому, что он ругался матом. За это многое прощалось. Расстреливали чаще всего тех, кто не ругался. Они были «чужие». Интеллигентного, доброго Георгия Михайловича Осоргина островное начальство собиралось расстрелять и уже заключило в карцер, когда по разрешению более высокого начальства к Осоргину приехала на свидание жена, княжна Голицына. Осоргина выпустили под честное слово офицера с условием, что он ничего не скажет жене о готовящейся ему участи. И он ничего ей не сказал.

 

Я тоже оказался чужим. Чем я им не угодил? Тем, очевидно, что ходил в студенческой фуражке. Я ее носил для того, чтоб не били палками. Около дверей, особенно в тринадцатую роту, всегда стояли с палками молодчики. Толпа валила в обе стороны, лестницы не хватало, в храмах трехэтажные нары были, и поэтому, чтобы быстрее шли, заключенных гнали палками. И вот, чтобы меня не били, чтобы отличиться от шпаны, я одевал студенческую фуражку. И действительно меня ни разу не ударили. Только однажды, когда эшелон с нашим этапом пришел в Кемь. Я стоял уже внизу, у вагона, а сверху охранник гнал всех и тогда ударил сапогом в лицо... Ломали волю, делили на «своих» и «чужих». Вот тогда и мат пускался в ход. Когда человек матерился – это свой. Если он не матерился, от него можно было ожидать, что он будет сопротивляться. Поэтому Виноградову и удалось стать своим – он матерился, и когда его освободили, стал директором музея на Соловках. Он жил в двух измерениях: первое определялось внутренней потребностью делать добро, и он спасал интеллигентов и меня спасал от общих работ. Другое определялось потребностью приспособиться, выжить.

 

Во главе Ленинградской писательской организации одно время был Прокофьев. В обкоме он считался своим, хотя всю жизнь был сын городового, он умел ругаться и оттого умел как-то находить общий язык с начальством. А интеллигентов, даже искренне верящих в социализм, отвергали с ходу – слишком интеллигенты, а потому не свои.

 

– Еще сто лет назад в словаре русского языка было 287 слов, начинающихся с «благо». Почти все эти слова исчезли из нашей речи, а те, что остались, обрели более приземленный смысл. К примеру, слово «благонадежный» означало «исполненный надежды», «ободрившийся»...

 

– Слова исчезли вместе с явлениями. Часто ли мы слышим «милосердие», «доброжелательность»? Этого нет в жизни, поэтому нет и в языке. Или вот «порядочность». Николай Калинникович Гудзий меня всегда поражал – о ком бы я ни заговорил, он спрашивал: «А он порядочный человек?» Это означало, что человек не доносчик, не украдет из статьи своего товарища, не выступит с его разоблачением, не зачитает книгу, не обидит женщину, не нарушит слова. А «любезность»? «Вы оказали мне любезность». Это добрая услуга, не оскорбляющая своим покровительством лицо, которому оказывается. «Любезный человек». Целый ряд слов исчезли с понятиями. Скажем, «воспитанный человек». Он воспитанный человек. Это прежде всего раньше говорилось о человеке, которого хотели похвалить. Понятие воспитанности сейчас отсутствует, его даже не поймут.

 

До сих пор остается бедой русского языка то, что отменили преподавание церковно-славянского языка. Это был второй язык, близкий к русскому.

 

– Нарядный...

 

– Да-да, этот язык поднимает значение того, о чем идет речь в слове. Это другое совершенно высокое эмоциональное окружение. Исключение из школьного образования церковно-славянского и нашествие матерщины – это симметричные явления.

 

Общая деградация нас как нации сказалась на языке прежде всего. Без умения обратиться друг к другу мы теряем себя как народ. Как жить без умения назвать? Недаром в книге Бытия Бог, создав животных, привел их к Адаму, чтобы тот дал им имена. Без этих имен человек бы не отличил коровы от козы. Когда Адам дал им имена, он их заметил. Вообще заметить какое-нибудь явление – это дать ему имя, создать термин, поэтому в средние века наука занималась главным образом называнием, созданием терминологии. Это был целый такой период – схоластический. Называние уже было познанием. Когда открывали остров, ему давали название, и только тогда это было географическим открытием. Без называния открытия не было.

 

– После первых документальных фильмов с вашим участием и телевизионных встреч в «Останкино» ваша речь стала своего рода эталоном речи культурного человека. А кого бы вы могли поставить в пример, чья речь вам нравится?

 

– В свое время эталоном русской речи был язык актеров Малого театра. Там традиция была со щепкинских времен. И сейчас надо слушать хороших актеров. В Петербурге – Лебедева, Басилашвили.

 

– Слова за годы нашей жизни обрастают только нам ведомыми оттенками, воспоминаниями – так обрастает корабль ракушками. Может, поэтому мне кажутся такими интересными словари писателей. Их, увы, немного. Словарь языка Пушкина, который давно стал редкостью, недавно вышел словарь к пьесам Островского...

 

– Я бы поставил на первое место необходимость создания словаря Бунина. Его язык богат не только связью с деревней и дворянской средой, но еще и тем, что в нем литературная традиция – от «Слова о полку Игореве», от летописей.

 

Очень важно читать детям вслух. Чтобы учитель пришел на урок и сказал: «Сегодня мы будем читать «Войну и мир». Не разбирать, а читать с комментариями. Так читал нам в школе Лентовской наш учитель словесности Леонид Владимирович Георг. Чаще всего это происходило на тех уроках, которые он давал вместо своих заболевших коллег-педагогов. Он читал нам не только «Войну и мир», но и пьесы Чехова, рассказы Мопассана. Показывал нам, как интересно учить французский язык, рылся при нас в словарях, подыскивая наиболее выразительный перевод. После таких уроков я одно лето занимался только французским.

 

Самое печальное, когда люди читают и незнакомые слова их не заинтересовывают, они пропускают их, следят только за движением интриги, за сюжетом, но не читают вглубь. Надо учиться не скоростному, а медленному чтению. Пропагандистом медленного чтения был академик Щерба. Мы с ним за год успевали прочесть только несколько строк из «Медного всадника». Каждое слово представлялось нам, как остров, который нам надо было открыть и описать со всех сторон. У Щербы я научился ценить наслаждение от медленного чтения.

 

Стихи же вообще нельзя прочитать с первого раза. Сперва нужно уловить музыку стиха, затем уже читать с этой музыкой – про себя или вслух.

Ссылка на сообщение
  • 1 месяц спустя...
Первопроходец

Сегодня международный праздник. День родного языка. Большинство россиян об этом и не подозревает. Да и до лампочки он им. День прожить - и то хорошо. Хоть с корявым языком и непечатным жаргоном.

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...