Докомпьютерная эра. Friendship Book как эквивалент соцсетей и знакомств по интересам ))
Расскажу, как в конце 80-х меня научили искать друзей по переписке по всему миру. Способ был дешевым и сердитым. )) И очень эффективным.
Началось все в 1984 году, со статьи в журнале "Советский экран", в которой рассказывалось о каком-то дядечке- коллекционере автографов артистов. А я как раз в то время страшно всем этим увлеклась и загорелась написать тому дядечке в Калинин (нынешний Тверь).
Написала на имя редакции и через некоторое время мне пришел ответ с адресом того дядечки.
(Маленькое пояснение: в те времена существовали специальные отделы по работе с письмами граждан, так что любое обращение, в журнал, газету, институт и прочие инстанции ВСЕГДА получало обратную реакцию. И зачастую очень интересную.)
Дядечка оказался киномехаником с образованием то ли физика, то ли еще кого, и писал после инсульта мне не рукой, а печатал на машинке. Предел моих мечтаний - своя пишмашинка в те годы! За неимением оной я терзала отцовские казенные, которые стояли дома. Одна была старинная, со старинным же шрифтом, и часть букв прыгала выше строчек. Но я упорно предпочитала ее другой, более современной, но более тяжелой в управлении.
Ну так вот...дядечка меня познакомил - поделился адресами - еще с несколькими кинолюбителями, и со многими их них у меня завязалась настоящая дружба в письмах, на долгие годы.
Одна из моих респонденток, учительница английского из Ярославля, однажды спросила меня, не пользуюсь ли я так называемыми "книжечками дружбы". Я ответила, что понятия не имею, что это такое, и что с ними делать.
Марина Павловна в ответ прислала одну из таких книжечек, и я увидела, что она почти все исписана адресами незнакомых мне людей, с разных уголков страны и даже из-за рубежа! Писали стандартно - фамилию-имя, адрес и увлечения. Частенько все это сразу писалось по-английски, чтобы любой англоязычный участник мог понять, что к чему. Получив такую самодельную, из нескольких тетрадных или блокнотных листочков сделанную книжицу, я вписывала свои данные, выбирала какой-то интересующий меня адрес, а саму книжицу пересылала кому-то из своих адресатов, которых еще не было в книжке. Сокращенно мы ее называли "ФБ" (чем не нынешний фейсбук?). Как правило, заполненная ФБ так или иначе возвращалась - таковы правила - по первому адресу, кто эту книжицу впервые завел. Скопиться там могло до 20 и более адресов со всего мира.
Так я нашла себе кучу друзей в Прибалтике, особенно, в Эстонии.
И до сих пор не могу простить сволочному ГКЧП, что запланированная поездка в эстонскую семью (мама-папа трое мальчишек) у меня сорвалась в треклятом 1991 в дни путча. Пришлось за сутки до полета сдать вообще все билеты и больше контакт у нас из-за возникших страхов политических не возобновился. К тому времени Эстония практически закрыла все контакты с Россией.
Вот. А до того я вовсю общалась и это было одним из самых счастливых моментов моего подросткового периода...
С одним журналистом из Тарту я переписывалась с 1985 по 1993 год, когда опять же из-за обострения обстановки мы решили прекратить общение.
Ну а потом - учеба, работа, и прежнее эпистолярное хобби сильно отошло на второй и даже третий план.
Недавно, просматривая поиск в Сети в надежде разыскать своего приятного визави из Тарту, я узнала, что он не так давно умер. И что он был совсем немолод, когда писал мне. И был он очень известной в своей стране личностью, немножко мистической, немножко не от мира сего. Он очень многое мне дал, Илмари А. Карро. Даже обучил немного эстонскому языку, что сильно мне помогало в моих малочисленных (поздно начала путешествовать сама) поездках в Таллин и Пярну.
А тогда он "шифровался", чтобы не испугать меня авторитетом и грузом возраста. Я искренне думала, что ему было 35 лет на момент нашего знакомства, а ему тогда уже было 53. Догадаться по присылаемым им старинным детским фото, что он человек из сильно довоенного периода, я не смогла.
С учительницей английского приключился у меня однажды интересный казус. Зная, что я переписываюсь с Джимом Паттерсоном (ага, тот самый маленький негритенок Джимми из кинофильма "Цирк" с Любовью Орловой в главной роли!), Марина Павловна попросила меня взять у него автограф для нее и прислала мне маленький кадр из "Цирка", который она сделала своим фотоаппаратом с телевизора.
Красивый, надо сказать, кадр.
Паттерсон же этот вопрос замял, никак не отреагировал, зато в Новый год я получила....это самый кадр с поздравлениями Джима мне! ))
Конечно, Марине Павловне я об этом не сказала, зачем было расстраивать человека.
Я-то мало у кого просто так автографы просила. Либо сами высылали, либо отвечали на мои письма, некоторые не по одному разу. Выучка тверского дядечки, шо тут скажешь. ))) Научил он меня некоторым хитростям, как сделать, чтобы не получать отказа от знаменитостей. Сейчас, правда, я этим не занимаюсь - неинтересно. А вот некоторые мои прошлые визави иногда мелькают в сводках - пишут об их внушительных коллекциях автографов, от артистов до политиков.
Еще был интересный случай. Есть у меня среди архивных старых материалов книжечка киноведа Коры Церетели. И в ней статейка о режиссерах Резо Чхеидзе и Тенгизе Абуладзе (который снял в перестройку знаменитый фильм "Покаяние"). В статейке рассказывалось о том, как эти два молодых грузинских парня написали письмо великому Сергею Эйзенштейну и получили от него ответ. Приводилось и письмо, и ответ Эйзена.
И я вспомнила, что в одном из выпусков ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ) научный сотрудник архива сетовала на то, что для истории утеряно письмо Сергея Эйзенштейна к грузинским молодым режиссерам.
Фигасе, думаю, как это утеряно, когда оно опубликовано аж в 1968 году в сборнике Церетели!
Сажусь за машинку, строчу ответ - так, мол и так, вот вам это письмо, ссылки на источник, и все такое.
Через пару недель пришел восторженный ответ от сотрудницы архива с кучей благодарностей за то, что я раскопала казалось бы навсегда утерянный материал.
...Приятное у меня было оЧуЧение. Правда!..
...Писем мне в конце 80-х начале 90-х приходило в день от 5 (малоурожайный день) до 20 (нормальная такая нагрузка). Все почтальонши меня знали в лицо и смеялись над "масштабами" общения. Больше меня в городе получали только известные люди и всяческие официальные редакции.
Одна из почтальонш и сейчас на почтамте работает, недавно столкнулась с ней, так ведь узнала она меня! ))
Сейчас всю переписку заменил интернет. Удобно, конечно, но все-таки это немножко бездумный способ общения. Ну, разве что спасает скайп и прочие визуализированные возможности. А тогда было очень интересно читать и по почерку, по фразам представлять себе человека.
Очень полезный опыт самопознания и познания других.
-
2
2 комментария
Рекомендуемые комментарии
Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Создать аккаунт
Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!
Зарегистрировать новый аккаунтВойти
Есть аккаунт? Войти.
Войти